Как выбрать алюминиевую лодку?

Сплавы алюминия для производства лодок и катеров

Судостроительный алюминий – это, прежде всего, сплавы на основе алюминия. Технически чистый металл можно встретить лишь в крупном судостроении в теплоизоляции, пищевых контейнерах и некоторых других элементах, не относящихся напрямую к корпусной части.

image Сплавы для корпусов катеров на основе алюминия можно разделить на деформируемые и литейные. Современное корпусное судостроение использует в основном первый вид сплавов. Для придания сплаву необходимых характеристик, его легируют магнием (Мг), марганцем (Мц) или медью (дюралюминиевые сплавы маркируются литерой Д). Одним из наиболее популярных сплавов для производства лодок является сплав АМг5 с 5-процентным содержанием магния. Цифра после легирующего элемента указывает на процентное содержание этого металла в сплаве. Буква, стоящая после цифры определяет свойства металла: М — сплав после отжига (мягкий); Т — после закалки и естественного старения; А — плакированный ( нанесен чистый слой алюминия); Н — нагартованный; П — полунагартованный.

Отечественный ГОСТ допускает цифровую маркировку алюминиевых сплавов. Так АМц обозначается — 1400; АМг3 — 1530; АМг5 — 1550; АМг61 — 1561. Согласно международной классификации сплавов Амц соответствует номеру 3003, АМг1 – 5005, АМг3 – 5154, АМг4 – 5086, АМг4,5 – 5083. Последний сплав широко использовался в малом судостроении.

История применения алюминия в судостроении

Первый опыт использования легкого металла в судостроении засвидетельствован 1891 годом, когда швейцарская компания использовала алюминий при производстве восьмиместного катера Le Migron. В 1894 году шотландцы выпустили для Российской Империи торпедный катер «Сокол» с алюминиевым корпусом. Экономия в весе позволила нарастить скорость. «Сокол» достигал скорости 32 узла. В 1985 году на американской регате победил катер из алюминия. Слабыми местами алюминия на тот момент оказались небольшая коррозионная стойкость и высокая стоимость материала.

Революционное решение пришло только в 1954 году, когда появился сплав 5083. Сплав оказался стойким к соленой воде, хорошо формовался и неплохо сваривался. В 1995 году французская компания зарегистрировала новый сплав 5383 с более высокой коррозионной стойкостью, увеличенной ударной вязкостью и увеличенным пределом текучести сварных конструкций. В самом конце 20-го века немцы зарегистрировали сплав Alustar (5059), который превосходит по многим параметрам французскую разработку.

Морской алюминий

«Морской алюминий» — распространенное разговорное название для ряда алюминиево-магниевых сплавов (магний 3-6 %), из которых изготавливаются корпуса морских судов, предназначенных к эксплуатации как в пресных, так и в соленых водоемах. История и факты.

Наибольшая часть мирового потребления алюминия – 27% — приходится на транспортную сферу. Массовая доля алюминия составляет 75-80% от общей массы современного самолета. От 50% до 90% веса современных космических аппаратов приходится на долю деталей и конструкций из алюминиевых сплавов. Конечно, эта технология нашла свое применение и в такой сфере, как морское судостроение. В 1891 году в Швейцарии был выпущен первый катер Le Migron, произведенный с использованием алюминия. Несколькими годами позже первый алюминиевый катер «Сокол», изготовленный под заказ в Шотландии, поступил в распоряжение российского флота. Изначально материал не был популярен. Недостатками алюминия казались низкое сопротивление коррозии и высокая стоимость изделий. Переворот произошел в 1954 году, с появлением сплава 5083 (аналогичен АМг5). Сплав оказался стойким к соленой воде и был удобен для сварки и формовки. Сейчас одним из технологических лидеров по показателям ударной вязкости и сопротивления к коррозии является сплав Alustar (5059), зарегистрированный в Германии в конце ХХ века. Морской алюминий – это сплав. Легируют алюминий магнием (Мг), марганцем (Мц) или медью (дюралюминий, Д). Среди используемых сплавов для изготовления судов и их элементов является популярностью пользуется сплав с пятипроцентным содержанием магния АМг5. Преимущества и особенности судов из алюминия.

• Лёгкость. Вес конструкции в сравнении с аналогичными из стали на 50% меньше. Поэтому алюминий используется для изготовления надстроек на стальных судах в целях улучшения показателей устойчивости и скоростных характеристик. • Коррозийная стойкость. Морской алюминий в сто раз медленнее поддается коррозии, чем сталь (1 против 120 мм в год). • Гарантированные свойства материала, в отличие от синтетических пластиков и ламинатов. • Высокая относительная прочность. Надежность в эксплуатации. • Ударо- и вибростойкость. Растяжение при ударе или разрыве – около 15%, алюминиевые детали поглощают энергию удара за счет этой деформации. Это же свойство делает алюминий устойчивым к вибрационным нагрузкам и продолжительным нежелательным воздействиям. • Высокая ремонтопригодность, помимо стойкости к ударам, алюминий отличается простотой ремонта – ведь соединение материалов осуществляется методом сварки. Также алюминий пригоден к изготовлению специализированных профилей и легко подвергается механическим воздействиям при обработке. Эти особенности снижают трудоемкость создания алюминиевого судна по сравнению со стальным на 20%. • Защита поверхности за счет оксидной пленки. • Экологичность. Возможность вторичной переработки. • Немагнитность и отсутствие искрообразования. Данное свойство важно при организации перевозок горючих грузов. • Стоимость алюминиевого судна по сравнению с пластиковым при эксплуатации снижается меньше, что делает эти суда более выгодным капиталовложением. Потеря в стоимости составляет 10% против 30% за два-три года.

Что изготавливают из морского алюминия?

• Алюминиевые суда для широкого потребления. Были распространены в советское время. Среди них известные всем Обь, Казанка, Прогресс. • Промышленное судостроение, в том числе экранопланы, суда на воздушной подушке, глубоководные аппараты. • Частные яхты, катера. • «Киты» — алюминиевое судостроение из наборов, состоящих из нарезанных деталей и сборочных чертежей. Чертежи разрабатываются лицензированным проектным бюро, а сборка осуществляется небольшими верфями с выпуском судов 3-5/год. • Суда, предназначенные для эксплуатации в тяжелых условиях. • Суда индивидуальной постройки. • Рифленые листы для нужд судостроения, а также алюминиевые плиты, профили, трубы и прутки.

Как выбрать вид сплава?

Сфера применения алюминиевых сплавов разнообразна. Тип и вид сплава определяется назначением изделия, требованиями к коррозийной стойкости, упругости и др. Перечень сплавов и их свойства можно уточнить по ГОСТам и международным классификациям. На данное время, можно выделить следующие ключевые виды «морского алюминия». Для малосоленой воды, к примеру, в акватории Балтики, рекомендуются листы из сплава АМг5 (по европейским классификаторам, 5083). Для пресной воды, речной или озерной, часто используют листы АМг3 (европейский стандарт — листы 5754). Также коррозийную стойкость в условиях работы с морской водой обеспечивают листы АМг61 (аналог- 1561). Технологии не стоят на месте, и развитие отрасли продолжается, добиваясь уникальных свойств материала — стойкости к деформации и коррозии, соотношения прочности и пониженного веса.

Производство алюминиевого листа для сборки лодок

Технология производства алюминиевого проката выходит за рамки данной статьи. Отметим, что металлопрокатные предприятия производят для сборки маломерных катеров листы толщинами от 1,5 до 6 мм. Наиболее популярной толщиной листа для лодок до 5 метров длиной является 2-миллиметровый прогон. Днище лодок чаще изготавливается из 3-хмиллиметрового листа.

Выпускается также рифленые листы, на поверхность которых нанесено рифление в виде ромбов или рифлей чечевичной формы, расположенных по отношению друг к другу под углом. Такой материал часто используется в лодках для оформления горизонтальных поверхностей. Рифлены не дают скользить по мокрой поверхности, что положительным образом сказывается на безопасности лодки. Часто рифленый лист используется в катерах и для оформления, например, бортов, консолей или рундуков.

Производство лодок и катеров из алюминия

Производство алюминиевой лодки начинается с нарезки деталей будущего корпуса. Перед этой процедурой, при необходимости, лист выпрямляется прокатным станком. Управляемый программой станок выжигает плазменной горелкой или фрезерует детали из цельного листа алюминия.

Существует несколько способов закрепления деталей корпуса между собой. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Распространенный ранее способ сборки на заклёпках, сейчас уступает место сварке. Клепаный корпус легче поддается ремонту в гаражных условиях, но по надежности уступает сварному. Сварные корпуса практически не требуют ремонта и обслуживания. Стоит отметить, что клепаный корпус совсем не пережиток прошлого, многие именитые компании придерживаются такого метода сборки корпусов своих лодок. Некоторые производители (например, Alumacraft) усиливаю клепками сварные корпуса своих катеров. Еще одним способом сборки корпуса является крепление замковой фурнитурой. Таким способом собираются лодки Qiuckline в ]Duroboat[/anchor]. Тщательно подогнанные детали скрепляются профилированными уголками через полимерные прокладки. Данный способ, по заявлению изготовителя, очень надежен и обеспечивает необходимую подвижность соединениям при значительных нагрузках на корпус.

Жесткость корпуса обычно обеспечивается продольным и поперечным наборами. Набор делается коробчатым или из листового металла. Как правило, полости образованные между ребрами набора и палубой заполняются блоками аварийной плавучести из полиуретана. В некоторые полости встраивают багажные отделения или топливные баки. На блоки плавучести чаще всего идет мелкопористый полиуретан, реже они заполняются непосредственно пеной. Некоторые производители используют шариковый пенопласт, но у него есть свои недостатки: он более гигроскопичен и от него много мусора.

Как выбрать алюминиевую лодку?

Первое, что нужно запомнить – выбор алюминиевой лодки напрямую зависит от целей использования маломерного судна. Такие плавсредства используются россиянами:

  1. для рыбалки,
  2. для охоты,
  3. для отдыха.

Отдельная категория – спортивные катера.

В числе неоспоримых преимуществ любого плавсредства из алюминия владельцы лодок называют:

  • небольшой вес,
  • прочность,
  • надежность,
  • ремонтопригодность.

Популярные модели имеют различные габариты и формы. В числе плюсов называется возможность транспортировки к берегу водоема и способность причаливать к труднодоступным местам берега. В зависимости от того, на какую скорость движения позволяет рассчитывать состояние водной поверхности, обращайте внимание на прочность и габариты транца. Даже при длине лодки от 3-х до 8-и метров имеет смысл заблаговременно определить, какой мотор вы предполагаете использовать – маломощный до 30-и лошадиных сил или двигатель в 300 л.с.

Для передвижения по волне лучше всего подходят лодки с глубокой формой днища и килем. Хорошо ведут себя также модели с V-образным дном и скругленными обводами. Такие обводы гарантируют лучшую устойчивость плавсредства при передвижении и на якорной стоянке. Плоскодонки больше подходят для рек и внутренних водоемов со спокойной поверхностью водной глади. К тому же, их можно перевозить к месту использования на установленном на крыше автомобиля багажнике.

Что касается способа изготовления корпуса, у цельнометаллических (сварных) и клепаных прочность практически одинакова и от способа изготовления не зависит. Большее значение имеет толщина алюминия. Увеличенную прочность имеют лодки со шпангоутами, обеспечивающими конструкции жесткость.

Продолжая разговор о корпусах алюминиевых лодок, отметим, что двухконсольные с длиной более 5-и метров рассчитаны на движение под более мощными моторами. Одноконсольные (длина до 4,55 метра) больше подходят любителям уединенного времяпрепровождения – они компактнее и идеальны для тихой воды.

Тем, кто предпочитает дальние поездки с большим количеством снаряжения, лучше всего подойдут каютные катера со стационарным двигателем. Но рассчитывайте свои возможности не только по хранению и обслуживанию катера – учтите стоимость топлива, которое необходимо для приведения катера в движение. Здесь важно представлять, сколько запасных канистр с бензином вы сможете взять с собой в лодку при выходе на воду. Заправочных станций не предусмотрено ни на одном водоеме. В этом плане лодки с подвесными моторами более экономичны, хотя и менее вместительны. Да и на веслах на них передвигаться легче.

Современные модели алюминиевых лодок практически непотопляемы. Даже если в открытом море или на озере по случайной неосторожности шкипера лодка переворачивается днищем к верху – она остается на плаву за счет встроенных по бортам элементов из пенопласта, предотвращающего погружение.

Почему выбирают лодки «Верта»? Наша продукция хорошо известна россиянам. В ассортименте моделей имеются лодки всех востребованных категорий – вам остается только выбрать ту, которая больше всего подходит для любимого занятия и соответствует возможностям бюджета. О том, где и как будет храниться ваша алюминиевая лодка, тоже позаботьтесь заранее.

Российские алюминиевые лодки

На территории России сборкой лодок из алюминия занимаются многие судостроительные компании. Рынок таких лодок в РФ представлен, в основном, бюджетными моделями в размерности от 4,5 до 5,5 метров. Интерес к таким судам в нашей стране сложился исторически, так как советская промышленность выпускала наиболее доступные модели именно из алюминия и в этих размерах. К самым популярным моделям СССР можно отнести Прогрессы производства Куйбышевского авиационного завода, Казанки производимые на КАПО им.Горбунова, Оби, Оки и другие лодки.

В настоящее время выпускаются сотни моделей лодок и катеров из легких сплавов десятками производителей. Большинство компаний, работающих на территории РФ, можно найти в разделе «Каталог лодок». Некоторые отечественные производители алюминиевых лодок: «Петровская Верфь», Нижегородская Верфь Малого Судостроения, Литек-Самара, Астрон-Марин, Росомаха, Вельбот, Фибербот и другие.

Популярные российские бренды алюминиевых лодок

«Альбакор»

В линейке бренда Albakore представлены как базовые, так и профессиональные модели. Покупатели отмечают такие достоинства судов, как маневренность, простота управления, функциональность. Предусмотрено несколько вариантов комплектаций лодок. Вы можете выбрать лодку, заплатив только за те опции, которые вам действительно нужны.

«Беркут»

Лодки марки Беркут — воплощение удачного сочетания высокого качества сборки и разумно стоимости. Корпуса судов изготавливаются из прочнейшего сплава — «морского алюминия». Бренд предлагает несколько серий продукции. Представители каждой из них отличаются мощностью, габаритами и некоторыми конструктивными тонкостями.

«Тактика»

Производитель лодок Тактика предлагает удобные, неприхотливые и надежные плавсредства для промысловой рыбалки, туристических поездок, спорта на воде. Это может быть как традиционная, наиболее бюджетная модель, так и скоростной вариант. Многообразие модификаций в рамках серий продукции позволит каждому подобрать идеальное по характеристикам и цене судно.

«Верта»

Компания Верта специализируется на мелкосерийном производстве речных и морских судов. Среди проверенных на практике достоинств потребители отмечают легкий вес, прочность и визуальную эстетичность конструкции. Это достигается за счет применения морского алюминия, блоксополипропилена и метода аргонно-дуговой сварки.

XtremeCraft

Лодки производителя XtremeCraft имеют широкий спектр применения — для прогулок по воде, рыбной ловли и охоты на водоплавающую дичь на реках и озерах. Продукция бренда отличается прекрасными ходовыми качествами, маневренностью и продуманной эргономикой.

Специалисты водно-моторного центра помогут подобрать подходящие под ваши цели и ожидания модели.

Чтобы получить подробную консультацию по наличию, ценам и характеристикам, просто позвоните +7 (4822) 65-65-03.

Ремонт алюминиевых лодок

Корпус лодок, каким бы он не был прочным, подвержен различным повреждениям. Если некоторые повреждения приводят лишь к потере внешнего вида, другие могут стать причиной течи корпуса.

Вмятины

Одним из самых частых повреждений металлической лодки является вмятины. Чаще всего они направлены внутрь лодки. Самостоятельное исправление вмятин корпуса чаще всего делается выстукиванием изгиба киянкой. Некоторые специалисты не рекомендуют исправлять небольшие повреждения из-за истончения металла в месте ремонта. Для доступа к поврежденному участку изнутри лодки часто приходится разбирать обшивку борта и вырезать вклеенные блоки плавучести.

Отверстия и ослабшие заклепки

Небольшие пробитые дырки и отверстия от выпавших заклепок можно устранять теми же заклепками. При необходимости можно затянуть отверстие с помощью винта и гайки, однако следует помнить, что соприкосновение алюминия со сталью ведет к ускоренной коррозии, поэтому крайне рекомендуется при резьбовом соединении в корпусе лодки использовать диэлектрические шайбы, например, из фторопласта или другого непроводящего материала.

Ослабевшие заклепки рекомендуется не проклепывать, а заменять новыми.

Рваные повреждения и порезы

В связи с тем, что сварка алюминия без соответствующего оборудования и опыта весьма затруднены, ремонт рваного или рубленого корпуса выполняется заплаткой. Заплатка крепится на клепки. Если существует возможность, заплатка ставиться изнутри корпуса. Лучше, если толщина заплатки не будет меньше толщины корпуса. Дополнительную герметизацию можно выполнить либо нейлоновой прокладкой, либо твердеющим герметиком.

Ремонт порезов алюминиевой лодки эпоксидными смолами имеет место быть, но он весьма недолговечен.

Ссылка на основную публикацию
Похожее