Между надувными «тузиками» и лодками с жёстким корпусом существует промежуточное звено, совмещающее в себе лучшие качества обеих сторон. Это жёстко-надувные (или «жёстко-модульные») лодки. Их также принято обозначать английской аббревиатурой RIB (rigid inflatable boat) или RHIB (rigid-hulled inflatable boat). В этой статье мы расскажем, как они появились, что отличает их от других видов лодок и где можно купить себе лодку «РИБ».
Как появились RIB?
Лодки такого типа появились в конце 1960-х годов в Великобритании. Специалисты из Atlantic College разрабатывали их по заказу ВМФ страны, а позже — Королевского национального общества спасательных шлюпок.
Неофициально отцом RIB считается основатель верфи Flatacraft Тони Ли-Эллиотт (Tony Lee-Elliott), который начал работу над концептом раньше, в 1965 году, но не успел первым получить патент на изобретение.
Первоначально «РИБы» представляли собой либо обычные катера с жёстким корпусом, к бортам которых прикреплялись надувные баллоны, либо надувные лодки с укреплённым дном.
Одной из первых компаний, которая начала выпускать RIB серийно, стала Avon Inflatables.
Какие RIB сегодня?
В наше время в сегменте RIB невозможно пожаловаться на однообразие моделей. При желании можно найти лодку на любой вкус и кошелёк. Существуют даже так называемые «суперрибы» — роскошные каютные катера длиной свыше 20 метров.
Неудивительно, что RIB пользуются популярностью и у военных, и у спецслужб, и у простых любителей отдыха на воде.
В современных RIB для соединения жёсткого днища из пластика или алюминия с надувными баллонами применяется вулканизация, склеивание и ультразвуковая сварка. Пространство между слоями дна заполняют водостойкой плотной пеной, которая повышает плавучесть лодки.
Преимущества RIB можно разделить на две категории: одни связаны с жёстким дном, другие — с надувными бортами.
Жёсткое дно:
- Малая осадка позволяет подходить близко к берегу и не переживать о мелях. При этом при необходимости на лодке можно сделать киль, который улучшит ходовые качества.
- Защищённость от проколов о скалы или лёд, которой не может похвастаться обычная надувная лодка.
- V-образная форма днища позволяет разгоняться до 50+ узлов. Быстрый разгон и выход на глиссирование способствуют экономии топлива.
- При желании на борту можно оборудовать закрытую надстройку, как у жёсткокорпусного катера.
Надувные борта:
- Амортизируют удары волн
- Работают как кранцы. При использовании такого катера в качестве тендера на волне можно не бояться ударов о корпус яхты. Это важно и при спасении людей из воды.
- Высокие по сравнению с бортами обычных надувных лодок, поэтому снижают бортовую качку.
- Увеличивают ширину катера на 20–30%, что также способствуют стабильности.
- Состоят из нескольких изолированных отсеков, поэтому RIB безопаснее обычного «тузика». Даже если с одним что-то случится, остальные продолжат выполнять свои функции.
- Уменьшают вес лодки, по сравнению с жёстким катером. За счёт этого владелец может поставить менее мощные и более дешёвые моторы. А при использовании в качестве тендера лодку легче спустить на воду или поднять.
- При этом грузоподъёмность RIB оказывается больше, чем у сравнимого по габаритам катера с жёстким корпусом.
- Складной RIB можно перевозить в багажнике, как надувную лодку.
Из недостатков RIB по сравнению со своими «прародителями» можно отметить большой вес некоторых моделей, который вынуждает перевозить катер только на прицепе. А разборные RIB могут требовать довольно много времени и усилий при сборке и разборке.
Кроме того, на компактных моделях до половины общей и без того небольшой ширины лодки съедают надувные баллоны. Конечно, на них могут сидеть пассажиры. Но внутреннее пространство лодки, куда можно положить багаж, оказывается очень ограничено.
Кто главные производители RIB?
Zodiac
Эта французская верфь — не только лидер на рынке RIB, но и один из старейших игроков в этом сегменте. В 2021 году компания будет отмечать 125-летие. Хотя фирма изначально вообще не специализировалась на лодках, а занималась воздухоплавательными аппаратами, своеобразный «прототип» современных судов Zodiac инженер компании представил ещё в 1930-х.
В 1970-х именно лодкам Zodiac отдавал предпочтение Жак-Ив Кусто.
В наши дни Zodiac Nautic выпускает модели длиной от 3,6 метра (4-местный Yachtline 360) до 8,5 метров (PRO 850, рассчитанный на 25 человек). У верфи можно найти лодки как для простой переброски людей и вещей с яхты на берег, так и для комфортного отдыха на воде, рыбалки и дайвинга. В зависимости от модели базовая стоимость лодки колеблется от €17,5 тысяч до €64,6 тысячи.
Особняком стоит модель eJET 450. Это 4,5-метровый полностью электрический RIB, рассчитанный на семерых.
При средней скорости 24 узла лодка может автономно двигаться в течение 1,5 часов.
Если неспешно идти со скоростью 5 узлов, аккумулятора хватит уже на 8 часов. Максимальная скорость, которую может развивать eJET 450 — 30 узлов. Базовая стоимость модели — €125 тысяч (с учётом НДС).
Zodiac гордится своим автоматизированным процессом термосварки и запатентованным сверхпрочным материалом Strongan Duotex, по прочности превосходящим ПВХ.
Brig
История украинской верфи Brig так же, как и история Zodiac, косвенно связана с авиацией. Основатель компании Вячеслав Родионов после распада СССР собрал в Харькове авиационных инженеров, оставшихся без работы. Вместе они начали производство надувных лодок и RIB. Сегодня, спустя 27 лет, Brig — один из главных производителей RIB в мире.
Компания выпускает 22 модели длиной от 2,9 метра (4-местный Falcon Tender 300) до 9,95 метра (Eagle 10, рассчитанный на 12 пассажиров). Лодки разделены на 4 линейки, каждая из которых обладает своими «фишками»: способностью быстро разворачиваться на месте, повышенной стабильностью на волне, которая защитит пассажиров от излишних брызг, энергоэффективностью для экономичного расхода топлива при буксировке водных лыж и вейков. В зависимости от модели базовая стоимость колеблется от €10 тысяч до €200 тысяч.
Флагман верфи в 2021 году стал финалистом премии Motor Boat Award 2021, но уступил победу 7,9-метровой младшей сестре — Eagle 8.
Williams
Эта компания является одним из лидеров на рынке тендеров и с 2002 года производит именно катера RIB. В портфолио верфи 14 моделей длиной от 2,79 метра (Minijet 280) до 7 метров (Evojet 70). На таких катерах можно перевозить от 3 до 13 человек. В зависимости от модели базовая стоимость лодки колеблется от €21 тысячи до €208 тысяч (с учётом НДС).
Лодки Williams разделены на 5 линеек. Одни из них предназначены в первую очередь для использования в качестве тендеров, в то время как другие, более мощные и манёвренные, но чуть менее комфортные, заточены под занятия водными видами спорта.
На сайте верфи работает онлайн-конфигуратор. Так что потенциальный покупатель ещё до начала оформления заказа может познакомиться со всеми возможными опциями и выбрать те, что нужны именно ему.
AB Inflatables
Эта верфь из Колумбии выпускает RIB, предназначенные как для отдыха, так и для служебных целей. К особенностям AB Inflatables можно отнести то, что компания производит не только стеклопластиковые, но и редко встречающиеся алюминиевые RIB. На 7 моделей компания устанавливает водомётные двигатели вместо подвесных.
Всего компания разработала 16 линеек, в которые вошли 85 моделей длиной от 2,39 метра (Lammina 7.5 UL) до 8,33 метра (Oceanus 28 VST), рассчитанные на перевозку от 3 до 25 человек. В зависимости от модели базовая стоимость лодки доходит до €117 тысяч.
Около четверти RIB верфи — служебные катера для спасателей и спецслужб. Среди остальных моделей можно найти как самые простые шлюпки даже без консоли управления, так и катера, которые подойдут для дневного отдыха на воде, когда часть гостей купается, а часть загорает на носовом лежаке.
Младшая модель AB Inflatables — 3-местная малышка с баллонами диаметром 40 см, весит всего 30 кг.
Это, вероятно, самый лёгкий RIB среди всех лодок упомянутых компаний
Осадка лодки не достигает и полуметра.
Осадка флагмана верфи тоже верфи тоже обращает на себя внимание. При весе почти 1,3 тонны этот 8,3-метровый RIB имеет показатель всего 70 см. Это даже меньше, чем у 7-метрового флагмана Williams.
Castoldi
Итальянская верфь Castoldi существует с 1930 года. Сейчас она выпускает 11 моделей разной степени роскошности, оборудованных водомётными двигателями собственного производства. Длина лодок варьируется от 4,28 метра (7-местный Jet Tender 14) до 8,34-метра (Jet Tender 27, рассчитанный на 16 человек).
Водомёты позволяют даже младшей 4-метровой модели при полной загрузке разгоняться до 32 узлов.
Лодки Castoldi используют и как тендеры, и как тягачи для водных лыж и вейкбордов. При планировке типа walkaround перемещаться по катеру удобно даже в вечернем платье.
В модельном ряду верфи есть не только классические RIB, но и жёсткокорпусные катера, у которых надувной баллон максимально редуцирован и выполняет только роль стационарного кранца по периметру лодки. В отличие от большинство моделей компании, они подходят для выхода за пределы прибрежной зоны.
Особенностью Castoldi можно назвать и то, что верфь выпускает несколько модификаций своих моделей, оборудованных в соответствии с требованиями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS). Такие лодки официально можно использовать в качестве спасательных шлюпок.
Technohull
В то время как для предыдущих компаний 8–9 метров — предельная длина, для лодок греческой верфи Technohull это минимум. Компания выпускает всего 7 моделей, но по сравнению с производителями, о которых мы говорили выше, ориентируется на другой сегмент рынка: от 7,2 метра (6-местный T688) до 13,8 метра (рассчитанный на 20 человек Omega 45).
Да и сам тип этих лодок уже иной: не «укреплённые надувные лодки», а «каютные катера со спасательным кругом по кромке борта». Это выбор для тех, кто ищет RIB, который будет не только вместительным, но и шустрым.
Даже младшая модель способна разогнаться до 56 узлов. У большинства других компаний на такое не способны даже флагманы.
При этом расход топлива при этом не превышает 0,8 литра на 1 морскую милю.
Базовая цена моделей доходит до €480 тысяч.
Как и у Williams, на сайте Technohull есть онлайн-конфигуратор.
Tecnorib
Эта итальянская верфь — «дочка» известного производителя автомобильных шин Pirelli. Один только этот факт позволяет не сомневаться в высоком качестве выпускаемых лодок. Бренд конечно же строго следит за тем, чтобы соответствовать стандартам Pirelli и делает всё возможное, чтобы не повредить не только своей репутации, но и репутации материнской компании.
Tecnorib вместе с Novamarine и SACS является главным поставщиком люксовых каютных катеров типа RIB.
На сегодняшний день Tecnorib производит 18 моделей RIB, разделённых на 4 линейки. В ассортименте верфи можно найти как самые простые тендеры, так и мощные высокоскоростные катера. Длина лодок — от 2,8 метра (Pirelli S28, рассчитанная на четверых) до 18,5 метров (20-местный каютный Speedboat Pirelli 1900, разгоняющийся до 45 узлов).
Модельный ряд J-Line полностью дублируется в особом исполнении, придуманном совместно с итальянской верфью Azimut специально для яхт Azimut.
Базовая цена на самые крупные и роскошные модели, которые могут использоваться как самостоятельные яхты, превышает €1 миллион.
SACS
Итальянская верфь SACS — один из старожилов на современном рынке RIB. Компания существует с 1989 года. На сегодняшний день она выпускает 11 моделей, разделённых на 2 линейки.
Но на самом деле продукция SACS намного разнообразнее. Специальное подразделение компании отвечает за максимальную кастомизацию катеров (включая удлинение корпуса, как получилось со Strider 20) по желанию владельца. Большинство кастомных моделей были придуманы совместно с автомобильными брендами, такими как Ferrari, Jaguar, Abarth и Lancia.
В базовом модельном ряду SACS самая компактная лодка — 6,96 метровая Strider 700. Несмотря на сравнительно небольшую длину и ширину менее 3 метров, на борту этого RIB могут находиться до 16 человек.
Флагман верфи — 18,13-метровый Strider 19, рассчитанный на 22 человека. Модель разгоняется даже лучше, чем Tecnorib Pirelli 1900: до 50 узлов.
Стартовая цена на лодки SACS — €83 тысячи.
Novamarine
Ещё одна из итальянских верфей, входящих в топ производителей RIB, существует с 1980-х и внесла значительный вклад в развитие этих лодок. Сейчас компания дошла до того, что на официальном сайте называет 90% своей продукции даже не RIB, а отдельным классом судов. Основная причина для этого — вместо надувных баллонов Novamarine использует блоки из пеноматериала. Впрочем, чисто внешне модели верфи не отличаются от других RIB.
Всего верфь выпускает 3 линейки, в которые входят 11 катеров длиной от 8 метров (12-местный RH800, разгоняющийся до 50 узлов) до 22 метров (Black Shiver 220, способный принять на борт до 30 человек) . Они подходят как для отдыха, так и полупрофессионального использования.
Базовая цена моделей доходит до € 2,5 миллионов. Это самый высокий показатель среди представленных компаний.
Кроме того, у Novamarine есть отдельное производство RIB серии Defence для военных.
Рейтинг самых больших лучших РИБ лодок
При составлении списка лучших мы обращали внимание на размеры и вместительность лодок, вид материала жесткой части корпуса, массу, конфигурацию баллона и плотность ПВХ. Отзывы покупателей тоже помогли выделить слабые и сильные стороны конкретных моделей. Начнем с крупных лодок 4-5.5 м длиной, которые рассчитаны на грузоподъемность 800-1300 кг и вмещают от 6 до 10 человек. Это оптимальный вариант для перевозки объемных грузов по воде или путешествий большой компанией.
Номинация | место | наименование товара | цена |
Рейтинг самых больших лучших РИБ лодок | 1 | Raider Marine RM-530 | 490 000 ₽ |
2 | Mercury РИБ 500 Luxe River Drive | 219 113 ₽ | |
3 | Skyboat SB 520RT | 430 100 ₽ | |
4 | YAMARAN B530R | 512 290 ₽ | |
5 | Буревестник B-530 | 350 450 ₽ | |
6 | Мустанг MS-450H | 304 590 ₽ | |
7 | Кондор CR-480 | 339 500 ₽ | |
8 | BRIG Falcon F500 | 495 360 ₽ | |
9 | RIB CAT Fortis 490 | 245 000 ₽ | |
10 | Baltic Boats Аполлон RIB 460 | 98 280 ₽ | |
11 | Адмирал RIB 410 (с консолью) | 122 000 ₽ | |
Лучшие небольшие РИБ лодки | 1 | Raider Marine RM-380 | 185 000 ₽ |
2 | Велес (Stel) R-375 Elen | 80 500 ₽ | |
3 | WINboat 375R | 68 000 ₽ | |
4 | Велес (Stel) R-360 lite | 50 500 ₽ |
Raider Marine RM-530
Рейтинг: 4.9
На первом месте обзора одна из самых крупных РИБ лодок Raider Marine RM-530. Как видно из названия, ее длина составляет 530 см. Внутри этого размера получилось выделить под кокпит аж 3.53 м в длину и 1.35 в ширину. Всего судно вмещает в себя 7 человек. Для размещения экипажа предусмотрено две стойки с ветровыми стеклами, разделенными проходом к носу лодки. Консоль «Нева» содержит штурвал и дополнена мягким сиденьем пилота. За этой частью сразу располагается диван-рундук «Ладога», в котором можно хранить припасы или инвентарь. Производитель прилагает в комплекте две осушительные помпы на случай заливания РИБ волнами. Еще есть ремкомплект для устранения пробоев в баллоне.
Эта РИБ модель выделяется повышенной прочностью жесткого алюминиевого днища 8 мм, а также плотным ПВХ. Это позволяет заплывать на мелководье, не боясь пробить корпус. Грузоподъемность судна составляет 1200 кг, а большой кокпит разрешает разместить внутри дополнительное оборудование, поэтому лодка отлично подходит для спасательных служб и даже военных целей.
Достоинства
- жесткие перила на носу;
- есть кормовая тарга;
- рассчитана на работу с мощными моторами до 90 л.с.;
- топливный бак на 100 л.
Недостатки
- не самый привлекательный дизайн;
- высокая стоимость;
- тяжело транспортировать из-за веса 270 кг;
- сильно задирается нос при наборе скорости, что закрывает обзор пилоту.
Какие российские верфи производят RIB?
Mobile Group
Эта компания из Ленинградской области появилась в 2001 году и является, по сути, главным производителем RIB в России. Компания строит в том числе катера специального назначения, которые используются для патрулирования в том числе в Арктике.
Всего сейчас верфь выпускает 14 моделей как с надувными бортами, так и с бортами из пеноматериала, как у Novamarine. Длина лодок варьируется от 3,8 метра (5-местный «Скаут С-380», созданный специально для охотников и рыбаков) до 7,3 метра (7-местный «РИБМастер РМ-720») Цена на эти RIB стартует на отметке 135700 рублей.
Самая маленькая из лодок Mobile Group имеет осадку всего 17 см. Это абсолютный рекорд для всех упомянутых верфей.
Весит пустая лодка при этом всего 95 кг.
Forza Marine
По соседству с Mobile Group, в Санкт-Петербурге RIB и надувные лодки из ПВХ также уже 20 лет производит компания Forza Marine. Сегодня выбор моделей именно жёстко-надувных лодок на верфи небольшой. Их всего 4, длиной от 3,7 метра («Навигатор 370R», рассчитанный на 5 человек) до 4,65 метра (6-местный «Навигатор 460R PRO»). Все они предназначены для рыбалки или транспортировки людей и грузов.
Базовая цена варьируется от 68 до 152 тысяч рублей.
Кому подойдут лодки RIB
Если при покупке лодки ясно себе представлять, для каких целей она берется, и выбрать подходящую модель, то многих проблем можно избежать изначально. Например, не стоит брать складные РИБы, если планируется длительное путешествие. Они хороши для коротких выездов.
Также имеет смысл заранее прикинуть, как будет транспортироваться лодка. Если покупать складной РИБ, стоит иметь в виду, что удобнее будет транспортировать ту лодку, где баллоны и дно упакованы отдельно друг от друга.
Большой выбор лодок РИБ позволяет найти ту, которая будет служить долго и надежно именно в тех целях, ради которых покупалась.
Читайте Как крепить воблер на спиннинг разными способами