Здравствуйте, дорогие читатели ! Не секрет, что все дети любят загадочное, красивое и волшебное. Наверное, и вашим деткам нравится все сказочное, интересное? А не хотите ли вы побыть в роли волшебника для своего малыша? Удивить его необычными явлениями, произвести неизгладимое впечатление?
Я предлагаю вашему вниманию опыты в домашних условиях, которые мы проводим с детками. Сегодня я расскажу, про опыт «Вулкан» для детей
— это потрясающее, завораживающее зрелище, детки с интересом наблюдают за извержением вулкана, рекомендую попробовать. Ваш малыш точно оценит!
Помимо этого опыта мы с малышами проводили еще несколько: опыт с молоком (можно посмотреть ) и опыт с водой (посмотреть), которые думаю оценит и ваш ребенок!
- Картон
- Пластелин
- Баночка (я взяла из под детского пюре)
- Тарелочка или поднос
- Степлер
- Ножницы
- Жидкость для мытья посуды 1 ст.л.
- Сода 1 ст.л.
- Уксусная кислота
- Разбавленная краска
Опыт в домашних условиях Вулкан
Сейчас я подробно расскажу, как сделать опыт вулкан. Кстати, во время опыта, дети принимали активное участие — обклеивали бумажный конус пластелином, насыпали соду в баночку, наливали моющее средство, окрашивали воду красками, после чего полученный окрашенный раствор выливали в баночку. Единственное, что я делала сама — вырезала конус, скрепляла его степлером и наливала уксус в жерло вулкана, после которого началось извержение. Итак, приступаем непосредственно к проведению опыта.
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана» Василькова Татьяна Леонидовна,воспитатель детей дошкольного возраста в МДОУ «Октябрьский детский сад»Калужская область, Ферзиковский район,п.Октябрьский. Назначение: в помощь воспитателям,педагогам дополнительного образования,для проведения занятия –эксперимента. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Развитие речи, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие. Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская,коммуникативная,игровая,продуктивная. Место проведения: помещение группы «Зайчата». Участники: Дети,воспитатель. Цель : Познакомить детей с таким природным явлением,как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире.Показать детям эксперимент –извержение вулкана. Задачи: -Формировать интерес к окружающему миру; -развивать у детей любознательность,познавательную активность в процессе выполнения опыт а,коммуникативные навыки,развивать интерес к эксперементано-иследовательской деятельности; -расширять и активизировать словарный запас детей на основе формирующихся представлений о мире: лава,жерло,вулкан,пепел,спящий вулкан,действующий вулкан. -укреплять здоровье детей,используя здоровьесберегающие технологии: динамические паузы,пальчиковую гимнастику. _создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность,формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование: Поднос,муляж вулкана,уксус,сода,гуашь,моющее средство,иллюстрации с изображением вулкана,листы бумаги,карандаши,схема проведения опыта « Извержения вулкана»,игрушка «Лунтик»,презентация на тему: «Вулканы»,папка «Юные исследователи»,знаки безопасности. Предварительная работа: Рассматривание книг об окружающем мире,о вулканах,просмотр мультиков о вулканах(«Леонардо 1 сезон,10 серия «В жерле вулкана», «Лава» от PIXAR полная версия на русском языке, «Будни аэропорта «Извержение вулкана»») Методы и приёмы: Словестные методы: уточнения,опросы,художественное слово,беседа,вопросы, пооширения. Практические методы: совместные действия воспитателя и детей,схемы для проведения опытов. Литература: 1.Равиза Ф.В. «Простые опыты» М.1997 2.Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения»Управление ДОУ №4 2004 3.Соловьёва Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»Дошкольное воспитание№1 2005 4.Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты »Екатеринбург Ход Непосредственно –образовательной деятельности. Дети заходят в группу. Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть. Игра –приветствие. Наши умные головки(руками взяться за голову), Будут думать много,ловко(раскачивают головой вправо,влево). Ушки будут слушать(руками взяться за ушки), Ротик чётко говорить(чётко проговорить эти слова). Ручки будут хлопать(хлопки руками), Ножки будут топать(ножки топают). Спинки выпрямляются, Друг,другу улыбаемся!(дети улыбаются друг,другу) Воспитатель: Ребята,а вы заметили,что к нам сегодня пришли гости? Дети: Да! Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с гостями,а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками.И отправим наши улыбки воздушным поцелуем!Молодцы! Сюрпризный момент.
На полу лужа. Воспитатель:Ой,ребята, а что это за лужа у нас на полу? Предположения ребят.В это время слышатся всхлипы и появляется игрушка «Лунтик». Воспитатель: А так это ты тут свои слёзы пролил?Что же у тебя случилось? Лунтик: Мой дедуля Шершуля загадал мне очень интересную загадку,а я всё никак не могу её разгадать.Вот я и расстроился.Может вы поможете мне отгадать её? Воспитатель:Поможем Лунтику отгадать загадку? Дети: Да,конечно!Загадывай! Лунтик загадывает загадку. Я черный страшный великан, Что делать мне — решаю сам Могу я спать, могу рычать, Огонь и пепел извергать, А ну, попробуй угадать, Как же меня звать? Дети: Мы знаем!Это вулкан! Лунтик:Ребята,какие вы молодцы!А что это такое –вулкан? Воспитатель: Сейчас я вам всем расскажу и покажу легенду про древнего бога Вулкана. Слушайте и смотрите внимательно(показ презентации) Слайд №1 .Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Слайд №2 .Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», — со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами Слайд №3. Ребята, как вы думаете, на что похож вулкан? Посмотрите на наш вулкан.(в презентации и на макет вулкана) Дети: На треугольник, конус. Воспитатель: Правильно! А что извергает вулкан? Дети: Вулкан извергает раскалённую лаву, пепел, камни. Слайд №4. Посмотрите на наш вулкан и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана? Может Лунтик нам скажет? Лунтик: Верхняя часть похожа на большую яму, воронку. Воспитатель: Верно, молодец и называется она кратер вулкана. Воспитатель: Верно, вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма. Слайд №5 Вулкан считается спящим, пока магма живет в своем домике. Слайд №6 . А если вулкан извергает магму, то – это действующий вулкан. Ребята, а сейчас давайте мы с вами расскажем и покажем Лунтику, как извергается вулкан. Динамическая пауза. Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса. 1. Вулканы начали играть Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз). 2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки,топаем ногами). 3. Но вот он начал уставать, Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом). 4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох). 5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан). Воспитатель: Ребята,а вы сами хотите разбудить вулкан? Дети:Да,очень! Воспитатель: Ну тогда Быстро встали,улыбнулись! Выше,выше потянулись! Вправо,влево поворот!И бежим скорей вперёд! Воспитатель: Вот мы и прибежали в лабораторию. В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. Давайте посмотрим, как будет извергать лаву наш вулкан.Но сначала вспомним правила поведения в нашей лаборатории. Правила!(Заранее изготовляются знаки безопасности)Теперь я одену специальную защитную одежду (халат,колпак,перчатки). Воспитатель: Молодцы! (Проведение опыта). Воспитатель: Лунтик и ты садись рядом с нами. Давайте мы внимательно посмотрим на схему и будем делать всё в точности как в ней указанно! На поднос поставим наш « вулкан». Давайте посмотрим на схеме,что мы берём первым?Правильно,2 ложки соды,насыпаем их в стакан с водой.Хорошо размешаем!Большую ложечку красной краски,опять перемешиваем. Добавляем 1 ложку моющей жидкости.Перемешиваем. Давайте возьмём лейку,вставим в жерло нашего вулкана.Получился кратер?Молодцы,правильно!А сейчас,внимание делаем все 2 шага назад!Я беру очень опасное вещество –уксус,никогда его не трогайте без взрослых!Наливаем 1 ложку уксуса,и добавляем в наш вулкан!Что вы наблюдаете? Дети: Вулкан начал извергаться. Воспитатель: А чем он извергается? Дети: Лавой! Воспитатель: Молодцы! Теперь вы и Лунтик узнали, что такое вулкан и как он извергается!А сейчас давайте вернёмся на наши стульчики,я вам ещё кое-что расскажу о вулканах. Слайд №7 .Ребята,на территории нашей страны расположено очень много вулканов! Слайд №8 .Крупнейший вулкан расположен на Камчатке,называется он Ключевская сопка. Посмотрите на него! Какой он огромный! Слайд№9 .Посмотрите какой он красивый ночью!Очень завораживающее зрелище!Но не надо забывать,что и очень опасное! Лунтик: Спасибо вам большое!В благодарность вам,я угощаю вас моими любимыми пирожками с земляничкой,которые испекла моя бабуля!Приятного аппетита!А я побегу расскажу всем своим друзьям про вулканы! До свидания! Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? (Ответы детей). А давайте сейчас мы нарисуем как извергается вулкан! А самые интересные рисунки поместим в нашу папочку «Юные исследователи».
Слайды презентации. Слайд №1
Слайд №2Слайд №3Слайд №4Слайд №5Слайд №6Слайд № 7Слайд №8Слайд №9 Уксусная кислота и сода пищевая — это недорогие, доступные средства, нашедшие широкое применение в домашнем хозяйстве.
Их используют при выпечке кондитерских изделий как разрыхлитель или в качестве чистящих и моющих средств, помогающих избавиться от накипи, жира, известковых отложений и пятен на одежде.
А ещё при помощи этих веществ можно провести познавательный опыт для детей, сделав в домашних условиях «настоящий вулкан» из соды и уксуса.
При соединении соды с уксусом можно наблюдать обильное выделение пены и услышать характерное шипение. Почему это происходит?
Подобное явление — это простейшая химическая реакция , протекающая довольно бурно и зрелищно .
Пищевая сода , или натрий двууглекислый
, является щёлочью, и при соединении с кислотой она распадается на соль, воду и углекислый газ . Иными словами, происходит нейтрализация веществ, за счёт чего и выделяется обильная пена .
На заметку. Длительность реакции зависит от объема компонентов, которые используются при проведении опыта. Чем больше соды, тем продолжительнее будет извержение .
Проведение опыта: 3 простых способа
Проявив фантазию и творческий подход, можно придумать различные варианты проведения этого опыта.
Начнём с самого простого.
Способ 1: «Буря в стакане воды»
Чтобы провести эксперимент, понадобится стакан воды, столовая ложка уксуса и столько же соды .
Действовать нужно в такой последовательности:
- Установить сосуд на поднос или большую тарелку.
- Налить в воду уксусную кислоту и размешать.
- Добавить в ёмкость соду. Можно высыпать весь объём вещества сразу же, но реакция будет продолжительнее, если вводить его постепенно.
В результате соприкосновения молекул используемых веществ гидрокарбонат натрия начнет выделять углекислый газ, за счёт которого и происходит бурление.
Способ 2: «Проснувшийся вулкан»
Чтобы картина бурления вулкана получилась более достоверной , помимо основных компонентов, понадобится удлинённая пластиковая емкость , например обрезок бутылки объёмом 0,5 л, баночка из-под детского питания или колбочка от мыльных пузырей. А также нужен пластилин для декора.
Действовать нужно в таком порядке:
- Облепить пластмассовую емкость пластилином, имитируя жерло вулкана.
- Установить заготовку на поднос и заполнить содой примерно до половины.
- Добавить несколько столовых ложек уксуса.
Совет. Можно сделать «вулканическую лаву» цветной , смешав соду с красителем. Тогда зрелище будет поистине потрясающим и приведет в восторг маленьких зрителей.
Способ 3: «Радужная лава»
Деткам больше по душе цветные и красочные зрелища , и можно сделать несколько вулканчиков из соды и лимонной кислоты, добавив разные красители.
Подготовка опыта займет немного больше времени , нежели в предыдущих случаях, но эффект того стоит.
Для организации эксперимента будут нужны:
- 6 маленьких стаканчиков или емкостей из-под детского питания;
- гуашевые краски разных оттенков;
- сода;
- лимонная кислота;
- вода.
Совет. Чтобы защитить поверхность стола , лучше выбрать поднос или другую подставку с высокими бортиками , поскольку извержение будет бурным и обильным.
Потребуется сделать следующее:
- Скатать 6 разноцветных шариков из гидрокарбоната натрия и гуаши и отложить их в сторону.
- Установить на подносе баночки на некотором расстоянии друг от друга и наполнить их водой.
- Растворить в сосудах лимонную кислоту. Если ее в доме не оказалось, можно налить уксус.
- Бросить в каждую баночку по одному шарику и наблюдать за разноцветной реакцией.
Благодаря этому эксперименту детки смогут не только понаблюдать за радужным извержением, но и по завершении реакции долго рассматривать причудливое смешение цветов на подносе.
Знаете ли вы? Натрий двууглекислый в сочетании с уксусом поможет без труда надуть воздушные шарики . Для этого потребуется налить в бутылку разведенную водой уксусную кислоту в пропорции 1:1, а шарик заполнить содой.
Потом его нужно надеть на горлышко сосуда, зафиксировать скотчем или канцелярской резинкой (иначе он сорвется) и приподнять, чтобы сыпучий состав попал в жидкость.
При взаимодействии составляющих начнется бурная реакция, в результате которой будет выделяться углекислый газ, он и наполнит шарик.
Простой вариант поделки из пластилина
Если описанный выше способ изготовления домашней «огненной горы» кажется вам слишком трудоемким, попробуйте сделать ее в более простой технике. Небольшой вулкан можно слепить из пластилина. Возьмите коричневый материал для лепки или смешайте все имеющиеся в наборе брусочки до получения однородного «грязного» оттенка. Слепите конус с отверстием сверху, по желанию наметьте рельеф. Если ваш вулкан — модель действующая и изготавливается для проведения «извержения», приклейте его на дощечку для лепки или пластиковую панель/лоток от упаковки для продуктов. Постарайтесь сделать соединение герметичным. Дополнительно можно украсить поделку красным пластилином, изобразив застывшую лаву на склонах горы.
Меры предосторожности при работе с химическими веществами
Важно! Любые, даже самые безобидные на первый взгляд вещества могут быть опасными , если неправильно с ними обращаться. Не являются исключением и компоненты для перечисленных опытов.
Чтобы «брызжущий шипящей лавой вулкан» принес только радость и веселье не закончилось неприятностями, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности :
- Опыт должен производиться только под присмотром взрослых . Нельзя допускать, чтобы дети экспериментировали с химикатами самостоятельно.
- Перед началом эксперимента стоит запастись кухонными полотенцами , чтобы вовремя произвести уборку, если едкая жидкость прольётся.
- При работе с кислотой важно предотвратить ее попадание на открытые участки кожи во избежание ожога, а если это произошло, немедленно смыть жидкость водой. Можно защитить руки резиновыми перчатками.
- При «извержении вулкана» не стоит подходить к нему вплотную или наклоняться над сосудами, чтобы лучше рассмотреть происходящее. Во время бурления едкие брызги могут попасть на кожу или слизистую оболочку глаз.
- После завершения опыта нельзя оставлять использованные материалы , следует сразу же слить остатки жидкости в раковину, вымыть посуду и убрать химикаты в недоступное для детей место.
Опыт (эксперимент) «Вулкан» для детей
Этот опыт (эксперимент) достаточно легкий и известный, но малышей (а еще дошкольников и даже младших школьников, если они еще не были с ним знакомы) он неизменно приводит в восторг, и они готовы его повторять вновь и вновь!
По желанию можно приобрести набор для проведения опыта «Вулкан», но все необходимое для этого обычно есть в каждом доме. Для самого простого варианта этого опыта понадобятся только:
- уксус
- небольшая емкость (флакончик, бутылочка, рюмка или стакан)
- глубокая тарелка
Будьте внимательны : эксперименты с уксусом детям можно проводить только под контролем взрослых !
И хотя этот опыт мы с дочкой тоже не раз делали в нескольких вариантах, но фотографии вулкана из этой статьи, окруженного красивым тропическим пейзажем, настолько вдохновляющие, что сразу же хочется сделать такой же.
Тем более, что кроме интеллектуального развития и расширения представлений об окружающей среде, ребенок будет развивать мелкую моторику, а также творческое мышление. Ведь в данном варианте опыта предлагается провести его не в лабораторной колбе или заменяющей ее емкости, а сделать своими руками красивый фон. Этот фон впоследствии можно использовать для занятий с ребенком географией, для игр и тематических инсталляций.
Данная работа и мастер-класс созданы специально для участия в . Авторы: Кучерявый Коля (4 года, г. Санкт-Петербург) и его мама Юлия . Большая благодарность им за участие и статью с пошаговой инструкцией.
Как сделать домашний опыт «Извержение вулкана». МК
Если дома достаточно соды, уксуса и средства для мытья посуды, легко можно устроить небольшой домашний катаклизм — извержение вулкана. А заодно познакомить ребенка с простейшими химическими реакциями.
Увлекательное занятие на очень долгое время! Мы несколько дней устраивали «извержения»!
Материалы и инструменты
Что понадобится:
- баночка (у нас — половинка от плас)
- пластилин
- украшения (камушки, бусинки, ниточки… В общем, что угодно, что поможет визуально создать тропический остров)
- поддон (идеально — поднос)
- уксус
- средство для мытья посуды
Мастерим заготовку для «огненной горы» своими руками
«Как сделать модель вулкана в домашних условиях?» — популярный вопрос родителей, решивших провести с детьми интересное творческое занятие. Для изготовления данной поделки вам понадобятся: картон или пластиковая бутылка, бумага или гипсовая штукатурка, краски и некоторые вспомогательные инструменты, которые найдутся в каждом доме.
Подготовьте какую-то основу для создания поделки. Это может быть кусок пластика, например крышка от пищевого лотка, или иной плотный материал — фанера, картон. Обрежьте верхнюю часть бутылки, это и будет вулкан, соответственно, и высоту для него оставьте по своему усмотрению. Альтернативный вариант — сделать основу из картонного конуса подходящего размера. Внимание: если ваш вулкан — модель действующая, которая будет извергаться не раз, основа должна представлять собой герметичную емкость. Плотно приклейте отрезанную часть бутылки на пластиковую основу, используя водостойкий клей или герметик. Можно отрезать нижнюю и верхнюю части емкости и вставить их друг в друга.