Проектирование и строительство яхт и катеров

image

Единой классификации любительских катеров, как в России, так и во всем мире, не существует, однако есть общие признаки, по которым их принято объединять по типам.

Традиционно считается, что, если установлен подвесной мотор – это лодка, если стационарный двигатель – это катер. Можно встретить катер со слабым стационарным двигателем и лодку с мощными подвесными моторами, которая по водоизмещению больше катера, а по мощности и скорости значительно его превосходит. Классификация в некоторой степени становится условной еще и по причине появления на рынке новых моделей, которые обладают признаками разных типов.

Сегодня мы рассмотрим алюминиевые катера произведенные в России.

Преимущества

Самыми практичными считаются алюминиевые катера. Они объединяют в себе высокие технические характеристики и доступную цену. Основное преимущество катеров из алюминия – долговечность. Алюминий имеет большую, по сравнению со стеклопластиком, разрывную прочность. Обладая большим весом, чем пластиковый аналог, алюминиевый катер прослужит намного дольше. Оксидная пленка алюминия эффективно защищает его от коррозии.

Российские производители алюминиевых катеров владеют современными технологиями, обеспечивающими высокое качество производства. В изготовлении используют специальные методы штамповки и клепания алюминия, особостойкий герметик, современный дизайн, что, при умеренных ценах, позволяют российским катерам успешно конкурировать с зарубежными производителями.

Российские катера составляют существенную часть внутреннего рынка. Мало в чем уступая зарубежным производителям, а в чем то и превосходя их, алюминиевые катера российского производства всегда дешевле иностранных моделей.

image
image
image
image

Виды российских катеров и лодок из алюминия

Российские алюминиевые катера и лодки наиболее доступны по закупочной цене, а также они самые неприхотливые из маломерных суден в обслуживании. Помимо новых образцов, много подобного водного транспорта встречается на вторичном рынке, причем зачастую судна были выпущены в 70-80-ых года прошлого века. Однако, катера и моторные лодки из алюминия и пластика еще советского производства, не только до сих пор на ходу, но и способны дать фору многим современным моделям. Неспроста они так полюбились рыбакам и любителям водных прогулок.

Советские алюминиевые судна, как российские пластиковые катера 2018 и более ранних годов постройки, выпускались самого различного типа. Встречаются алюминиевые катера российского производства с каютой для пассажиров и платформой для купания, рыбацкие лодки с местами для экипажа в 3-12 человек, спасательные катера с рубкой, оборудованной техникой для проведения поисково-спасательных экспедиций. Всего же по конструкционным особенностям различают почти десяток моделей лодок и катеров из алюминия:

  • Закрытое судно – наиболее комфортабельный вариант для водных перемещений;
  • Открытое – судно без крыши, с ветровым стеклом и скамейками. Вместо навеса натягивают тент;
  • Полуоткрытое – крышей накрыта только рулевая рубка;
  • Раскладное – прорезиненные стыки позволяют складывать судно для удобства хранения, очень редкий вариант;
  • Комбинированное – корпус выполнен из алюминия с добавлением пластиковых или надувных элементов;
  • Классическое – малогабаритное судно, палуба которого накрывает носовой вырез, предназначенный под багаж;
  • Облегченное – вес судна не превышает 40 кг;
  • РИБ – многофункциональное судно с надувным бортом и днищем из металла и пластика;
  • Кабин – судно с каютной кабиной в средней части;
  • Круизер – прогулочный транспорт с открытой кабиной рулевого;
  • Буксировщик – спортивный вездеход.

И эту классификацию еще можно долго дополнять, т.к. у каждого производителя есть индивидуальные модели лодок и катеров, не попадающие под общие нормы. Но все их объединяет одно – принадлежность к отечественному судостроению.

Возможно будет интересно: Лодка «Прогресс 2» — характеристики, конструкция, преимущества и недостатки

Катер Корвет 920 VIP

КАТЕР GRIZZLY PRO 580 TARGA

В чем преимущества российских катеров и лодок

Как уже упоминалось ранее, алюминиевые лодки и катера в России производят еще с советских времен. Их надлежащее исполнение не поддается сомнению, ведь многие выпущенные на заводах в 70-80-ых годах лодки до сих пор курсируют по рекам.

Поддерживают марку качества и нынешние производители алюминиевых лодок в России. Тем более что нынче промышленность продвинулась намного вперед: практикуются новые способы металлообработки, а также высококачественные технологии соединения и штамповки металлов. Благодаря этому, российским суднам из алюминия присущи следующие преимущества:

  1. Долговечность – алюминий известен высокой прочностью, за что его часто задействуют при авиастроении. А современные методы клепания алюминия и качественные герметики еще больше увеличивают исходную прочность металла.
  2. Легкость конструкции – свойства металла позволяют производить облегченные судна, масса которых не превышает 40 кг.
  3. Коррозионная устойчивость – алюминий не поддается коррозии даже в соленых морских водах.
  4. Не требовательность в уходе и легкий ремонт – такую лодку не нужно ежегодно красить, проверять на проколы, латать и т.п. А при возникновении неисправности, ремонт не отнимет много времени, сил и денежных средств.
  5. Относительно малый расход топлива – при этом катера очень быстрые, даже если на них установлены моторы малой мощности.
  6. Корпус не поглощает, а отталкивает влагу, что предотвращает износ материалов, а также появление сырости, плесени и т.п.
  7. Не требуется время на сборку или надувание. Достаточно просто транспортировать лодку к водоему, и поставить на ход.

Кроме того, изготовленные в России каютные катера из алюминия имеют привлекательный и элегантный дизайн, ни в чем не уступающий зарубежным суднам. И, конечно, главнейшее преимущество русских лодок – стоимость. По сравнению с импортными суднами она в полтора, а то и два раза ниже.

Недостатки российских алюминиевых катеров и лодок

У алюминиевых плавсредств совсем немного недостатков, но все же они есть. К ним относят:

  • Затруднения при транспортировке. Для перемещения лодки потребуется лодочный прицеп или специальный багажник на крышу авто.
  • Неудобство в хранении. За исключением складных лодок, которые встречаются в продаже крайне редко, все судна имеют литой корпус. Поэтому для их хранения требуется просторное помещение, вроде гаража или ангара.

Нельзя сказать, что эти недостатки критичны, однако исправить их может только какое-то коренное изменение в производстве и внедрение принципиально новых технологий. Но пока еще промышленность не шагнула так далеко вперед, поэтому алюминиевые судна без недостатков не производит ни мировое судостроение, ни российские верфи маломерных судов.

Производители

Петрокаб

, в Ленинградской области, выпускает алюминиевые катера «Fishline».

Петрокаб выпускает несколько моделей катеров, но самыми «ходовыми» являются Fishline 470 и Fishline 570.

Базовая модель катера «Фишлайн 470» вмещает 4 человека. Корпус и днище изготовлены из 4-мм алюминия, и имеют дополнительные отсеки и переборки, усиливающую общую прочность и устойчивость катера. Катер удобен для прогулок и непродолжительных путешествий. Навигационное оборудование устанавливается по желанию заказчика.

Алюминиевой лодки «Fishline 570» рассчитана на 6 человек. При длине 570 см обладает грузоподъемностью 540 кг. Модель подходит для дайвинга, рыбалки. Стоимость лодки зависит от компоновки рубки, наличия дополнительного навигационного оборудования.

Катер Fishline 640 от Петрокаб

Параметры алюминиевых катеров Fishline:

Модель катера Длина, м Ширина, м Масса, кг Вместимость, чел. Срок изготовления, недели
Fishline 470 (консоль) 4.7 1.72 205 5 3-4
Fishline 470 (капотный) 4.7 1.72 220 5 3-4
Fishline 470 (для рыбалки) 4.7 1.72 220 5 3-4
Fishline 500 (консоли) 5.0 1.85 300 5 3-4
Fishline 500 для рыбалки (консоли) 5.0 1.85 330 5 3-4
Fishline 500 (капотный) 5.0 1.85 325 5 3-4
Fishline 570 (полурубка) 5.7 2.2 550 6 5
Fishline 570 (консоль) 5.7 2.2 520 6 5
Fishline 570 (рубка) 5.7 2.2 570 6 5
Fishline 570 для рыбалки (полурубка) 5.7 2.2 570 6 5
Fishline 570 для рыбалки (консоль) 5.7 2.2 540 6 5
Fishline 570 для рыбалки (рубка) 5.7 2.2 590 6 5
Fishline 570 для дайвинга (полурубка) 5.7 2.2 600 6 5
Fishline 570 для дайвинга (консоль) 5.7 2.2 570 6 5
Fishline 570 для дайвинга (рубка) 5.7 2.2 620 6 5
Fishline 640 (полурубка) 6.4 2.2 650 8 4-5
Fishline 640 (рубка) 6.4 2.2 650 8 4-5

Ценовая категория стандартных катеров Фишлайн от 200 до 500 тысяч рублей.

Сайт производителя: petrokab.ru

Wellboat

Компания “Wellboat’’ в Санкт-Петербурге выпускает модельный ряд алюминиевых катеров с одноименным названием. Катера создавались по научно-разработанным методикам проектирования опытными кораблестроителями. Катера сертифицированы на соответствие Госстандарта России. Сборка сварных корпусов проводится по специальной технологии высококвалифицированными специалистами. Катера имеют оригинальный дизайн; конструкция и комплектация обеспечивают безопасность эксплуатации.

Слоган

Самые популярные модели это «Wellboat-45i», «Wellboat-53» и «Wellboat-63Р».

Алюминиевая лодка «Wellboat-45i», длиной 4,60 м, вмещает 5 человек, толщина обшивки днища – 3 мм, объем топливного бака – 50 л.

Модель «Wellboat-53» входит в популярный класс 5-ти метровых скоростных лодок. Корпус обладает высокими мореходными качествами. Концепция лодки подразумевает возможность заказчику комплектовать лодку по своему вкусу благодаря съемным элементам под различные условия эксплуатации – прогулка, ловля рыбы, буксировка воднолыжников. Топливный бак вмещает 105 л.

Модель «Wellboat-63Р» получила диплом победителя в номинации за «Лучшие ходовые качества» на регате «От Балтийского до Белого моря». Надежная конструкция корпуса, большой запас плавучести обеспечивают безопасное плавание в штормовых условиях. Пассажировместимость – 6 человек, длина – 6,64 м, грузоподъемность – 600 кг, топливный бак вмещает 180 л.

Катер Wellboat

Параметры катеров Wellboat:

Модель Длина, м Ширина, м Груз-ть, кг Вместимость, человек Масса, кг
Wellboat-30 3,05 1,25 150 1-2 37
Wellboat-33 3.37 1.33 200 2 65
Wellboat-36 3,81 1,42 250 3 82
Wellboat-37 3,76 1,42 300 3 95
Wellboat-42 4,20 1,50 350 4 155
Wellboat-42К 4.2 1.5 350 4 175
Wellboat-45DC 4,60 1,71 400 5 265
Wellboat-45i 4.6 1.71 400 5 260
Wellboat-45M 4,60 1,71 400 5 260
Wellboat-46 4.65 1.5 400 4 175
Wellboat-46M 4.65 1.5 400 4 215
Wellboat-46К 4,65 1,50 400 4 190
Wellboat-47Jet 5.25 1.86 500 5 260
Wellboat-51DC 5,34 2,06 550 5 450
Wellboat-52Jet 5.6 1.86 500 5 320
Wellboat-53 5,52 1,95 550 6 405
Wellboat-55Jet 5,80 2,14 600 6 470
Wellboat-63 6.64 2.48 600 6 650
Wellboat-63Р 6,64 2,48 600 6 850
Wellboat-69С 7,24 2,48 800 8 950
Салют-430 4,52 1,74 400 5 198
Салют-430 румпель 4,52 1,74 400 5 170
Салют-480 5,12 1,75 500 5 315
Салют-480M 5.12 1.75 500 5 315
Салют-480M Pro 5,12 1,75 500 5 315
Салют-510 5,25 1,95 500 5 410
Салют-525 5.4 1.95 500 5 480
Салют-525 Navigator 5.4 1.95 500 5 480

Ценовая категория катеров от 40 тысяч до 1 млн 400 тысяч рублей.

Сайт производителя: wellboat-spb.ru

Армада

Предприятие «Армада» собирает катера на стапелях из деталей, изготовленных на Саратовском авиационном заводе. Используется клепаная авиационная технология.

Компания имеет репутацию ведущих специалистов в этой области. Как указывают производители, клепка позволяет выпускать катера более легкими по сравнению со сварными, что значительно увеличивает их грузоподъемность и экономить топливо, устанавливая менее мощные двигатели. Компания постоянно разрабатывает новые модели и модернизирует существующие. Уникальное оборудование предприятия позволяет изготавливать клепаные катера до 8,5 м в длину.

Компания дает гарантию на продукцию 3 года и доставляет катера в любую точку России.

Катер «Николь-Фаворит» подходит для семейного отдыха, рыбалки, охоты. Длина – 6,4 м, осадка – 0,4 м, топливный бак на 150 или 200 л (по желанию заказчика). В комплектацию входит тент-трансформер со складными дугами, трап. На катере 4 спальных места – по 2 человека располагаются в каюте и кокпите. Каюта высотой 1,2 м, длиной – 1,9 м, шириной – 2,0 м. Остекление выполнено небьющимся поликарбонатом. Двигатель 90-150 л.с.

Усовершенствованная модель «Хантер» на базе «Николь» представляет собой круизный алюминиевый катер. Длина – 8,1 м, ширина – 2,5 м, осадка – 0,35 м. Катер оборудован навигационным, носовым и кормовым трапом. Условия пребывания приспособлены для продолжительного плавания. Имеется туалетная кабина, высота каюты увеличена до 1,5 м. Запас топлива 220 л, иллюминаторы открываются. Индивидуальная отделка по желанию заказчика. Рекомендуемый изготовителем двигатель 150-175 л.с.

Катер Николь-Н

Модель Длина, м Ширина, м Вместимость, человек Масса, кг
«Николь-Н» модель Фаворит 6,6 2,4 4-5 480
«Николь-Н» 640 6,4 2,4 4 500
«Николь-Н» 710 7,1 2,4 4 550
«Николь-Н» 730 7,3 2,4 6 650
«Николь-Н» модель Патриот 6,4 2,4 2-3 450
«Николь-Н» модель Хантер 7,3 2,4 6 750
«Николь-Н» модель Гранд 8,1 2,5 6 900
«Николь-Н» модель Спорт 6 2,4 4-5 390

Ценовая категория катеров от 800 тысяч до 1 млн 800 тысяч рублей.

Сайт производителя: nikol-armada.tiu.ru

Вятка-Профи

в Кировской области специализируется на выпуске недорогих алюминиевых лодок, предназначенных для рыболовов и охотников.

Лодка «Вятка-Профи 40» вмещает 3 человека. Длина – 4 м, грузоподъемность – 300 кг, толщина днищевого листа – 3 мм, бортовой лист – 2 мм. Эконом-вариант для любителей среднего достатка.

Катер «Вятка-Профи 48» спроектирован для вместимости 5-и человек. Длина – 4,8 м, ширина – 1,8 м, грузоподъемность – 600 кг. Максимальная мощность мотора – 90 л.с.

Алюминиевый катер «AlBoat 700» допускает удаление от берега до 3 км при волнении 1 балл. Длина – 7 м, грузоподъемность – 1000 кг, пассажировместимость – 10 человек. Рекомендуемая мощность мотора – 120 л.с. Катер предназначен для прогулок, охоты, рыболовства, туризма; подходит и для служебных поездок.

Катер Вятка Профи

Характеристики катеров Вятка-Профи:

Модель Длина, м Ширина, м Груз-ть, кг Вместимость, человек Масса, кг
Вятка-Профи 32 3,2 1,4 200 2 37
Вятка Вариант 3,2 1,35 350 3 40
Вятка – Профи 37 3,7 1,4 300 3 60
Вятка Профи 38 3,8 1,4 300 3 80
Вятка – Профи 40 4 1,4 300 3 90
Вятка Профи 42 4,2 1,5 400 4 140
Вятка Профи 48 4,8 1,8 600 5 360
Катер AlBoat 500 5 1,8 600 6 240
Катер AlBoat 520DC 5,2 2 600 6 240
Катер AlBoat 700 7 2,25 1000 10

Ценовая категория от 50 до 300 тысяч рублей.

Сайт производителя: вятка-профи.рф

Марлин

Также как и «Армада» клепаные алюминиевые катера серии Николь в Саратове собирает .

Собираются 3 модели катеров: «Николь-Фаворит», «Николь-Фортуна» и «Николь-Классик». Цены около 300 000 рублей.

Северная Судостроительная выделилось в отдельное самостоятельное направление по производству маломерных судов из Северной судостроительной корпорации.

Производство находится в городе Архангельск.

Компания производит алюминиевые катера серии «Баренц», а также другое оборудование:

  • Плавучие причалы
  • Сани-волокуши
  • Двигатели
  • Поворотно-откидные колонны
Модель Длина, м Ширина, м Груз-ть, кг Вместимость, человек
Баренц 1100 10 3,5 12
Баренц 1200 12,5 3,5 6
Баренц 540 CC 5,4 2 800 6
Баренц 540 HT 5,4 2 800 6
Баренц 600 HT 5,98 2,15 1080 8
Баренц 600 C 6 2,15 1080 8
Баренц 620 MC 6,2 2,35 1200 8
Баренц 620 MP 6,2 2,35 1200 8
Баренц 700 7 2,35 1300 8
Баренц 800 C 8,8 2,34 2000 6
Баренц 9000 10 3 22

Ценовая категория от 645 тыс. до 2,5 млн. рублей и выше.

Сайт производителя: barentsboats.ru

Цены на российские катера

Средняя цена на лодку с подвесным мотором в России может составлять от 30 до 150 тыс. рублей. Верхняя цена на алюминиевый катер ограничена возможностями заказчика. Возможности российских производителей позволяют их выполнить.

Проектирование и строительство яхт и катеров

Но судно — это наше творение, и сотворили мы его, побуждаемые стремлением идти все вперед вперед. Джозеф Конрад, «Зеркало морей»

Строительство любого катера, яхты или специализированного судна длиной до 20 метров из дерева и композитов на «Донской Экспериментальной Верфи СКИФ». В хорошо оборудованных цехах предприятия строятся эксклюзивные и экспериментальные суда, выпускаются опытные партии перспективной продукции, отрабатываются технологии для серийного производства. Собственное конструкторское бюро создает новые модели кораблей и готовит техническую документацию для их постройки. Опыт и квалификация инженерно-технического персонала позволяют успешно решать самые сложные задачи маломерного судостроения.

Работа по индивидуальному заказу начинается с постановки задачи и составления технического задания совместно с потенциальным Заказчиком. На этом этапе выбирается прототип, обсуждаются детали будущего проекта, готовятся эскизы и планировки. После согласования технического задания начинается процесс проектирования. Если за основу принимается один из проектов, представленных Верфью, или Заказчик имеет собственный готовый проект, стоимость проектно-конструкторских работ не увеличит конечную цену строительства судна.

До составления технического задания, утверждения проекта и согласования списков оборудования, цена и сроки строительства катера или яхты могут быть оценены только приблизительно. Для парусной яхты ориентиром стоимости может считаться заводская цена аналогичной пластиковой яхты зарубежного производства, а ориентиром сроков — один год для постройки 40–футовой (12 метровой) яхты.

Заказывая проектирование и строительство катера или яхты на «Верфи СКИФ», российские клиенты получают следующие преимущества:

  • Несмотря на то, что цена судна российской постройки не существенно отличается от заводской цены аналогичного пластикового судна зарубежного производства, конечная цена нового судна для Клиента будет ниже на 40%—50% за счет отсутствия таможенных и транспортных расходов.
  • Цена на суда из дерева за рубежом существенно выше цен на аналогичные пластиковые суда. Поэтому выгодно получить качественное деревянное судно по цене судна пластмассового.
  • Индивидуальный подход к строительству каждого корабля позволяет нашему Клиенту получить эксклюзивный корабль по цене серийного.
  • Сроительство катера или яхты по заказу позволяет производить оплату поэтапно.
  • Клиент имеет возможность непосредственно наблюдать и контролировать ход строительства своего судна.
  • Гарантии и сервисное сопровождение своей продукции предприятиями «Объединения СКИФ» облегчают Клиенту решение вопросов эксплуатации, обслуживания, хранения и ремонта своего судна.

Проектирование и строительство судов на предприятиях «Объединения СКИФ» ведется в соответствии с европейскими стандартами ISO Small Craft и Российскими требованиями безопасности и сертификации. Катера и яхты, построенные на «Верфи СКИФ», сопровождаются гарантийными обязательствами и документами для их регистрации, а при необходимости — сертифицируются.

Оставьте заявку на расчёт стоимости яхты, и наш специалист оперативно свяжется с Вами для уточнения деталей

Таблица сравнения

Модель катера Длина Ширина Вес Грузпод-ть Пассажиры Скорость Спальных мест
Баренц 1200 12,5 3,5 6 55
Баренц 1100 10 3,5 12 55 6
Баренц 9000 10 3 22 55
Баренц 800 C 8,8 2,34 1260 2000 6 80
Гранд Николь каюта 8.5 2.4 1200 800 8 85 6
Корвет 830 WA каюта 8.3 2.5 5
Розмарин Jeep 75 каюта 7.56 2.5 3
КС 700 7.36 2.44 790 12 45-80
КС 700 каюта 7.36 2.44 1050 6-10 45-85 3
Максим каюта 7 2.26 1500 6 4
Москва 2 (7м) каюта 7 2 510 580 7 70 2
Баренц 700 7 2,35 900 1300 8 80
Wellboat 63 полурубка 6.64 2.48 550 600 6
Розмарин Jeep 66 каюта 6.6 2.5 2
ЯК 65 6.55 2.07 610 6 72
Охта 21 6.52 2.44 1100 7
Silver Eagle CC 6.3 2.4 640 750 7 50-80
Silver Eagle DC 6.3 2.4 640 750 7 50-80
Касатка 6.3 2.25 6 80 5
Silver Eagle Cabin 6.3 2.4 930 750 7 50-80 2
Silver Eagle SC-NEW рубка 6.3 2.4 930 750 7 50-80 2
Николь Фаворит каюта 6.3 2.34 480 6 80 2
КС 600 6.23 2.44 710 8 45-90
Баренц 620 MC 6,2 2,35 800 1200 8 60
Баренц 620 MP 6,2 2,35 800 1200 8 60
Корвет 600 DC 6.2 2.25 700 7
Корвет 600 WA каюта 6.2 2.25 680 700 7 82 3
Silver Shark WA каюта 6.05 2.25 730 650 6 50-80 2
Николь Фортуна каюта 6.05 2.3 400 6 2
Москва 2 (6м) каюта 6 2 430 490 6 60 2
Баренц 600 C 6 2,15 700 1080 8
Баренц 600 HT 5,98 2 500 800 6 80 2
Аргонавт 5.9 2.26 500 900 8
Альянс 1 5.8 2.2 750 1350 5 80
Silver Shark CC 5.8 2.25 600 650 6 50-80
Silver Shark DC 5.8 2.25 600 650 6 50-80
Альянс 2 полурубка 5.8 2.2 900 1600 5 80 2
Альянс 3 рубка 5.8 2.2 1100 1600 5 80 2
Альянс 4 рубка пластик 5.8 2.2 1100 1600 5 80 2
Баренц 540 CC 5,4 2 500 800 6 80 2
Баренц 540 HT 5,4 2 500 800 6 80 2
Мастер 540 5.4 2.12 600 800 7
Silver Hawk 540 CC 5.4 2.17 420 650 6 50-70
Silver Hawk 540 DC 5.4 2.17 420 650 6 50-70
Мастер 500 5.27 1.74 305 500 6
Wave Runner A 525 DC 5.25 2.2 540 720 5 50-85
Гризли 520 5.2 2 400 6 55
Корвет 500 5.2 2.05 350 6 70
Корвет 500 полурубка 5.2 2.05 390 6 70 2
Silver Hawk 520 DC 5.2 2.07 380 650 6 50-70
Корвет 500 водомет 5.2 2.05 6
Корвет 500 полурубка JET 5.2 2.05 6 2
Мастер 510 5.1 2.1 490 800 7
Wellboat 51 5.1 1.88 350 500 5
Wellboat 51 полурубка 5.1 1.88 350 500 5
Москва 2 (5м) каюта 5 2 360 400 5 50 2
Silver Fox DC 4.85 1.95 350 550 5 40-55
Мастер 450 4.77 1.74 265 400 5
Гризли 470 4.7 1.85 250 4 50
Казанка 5М4 4.6 1.65 190 400 5 36
Wellboat 45 4.55 1.44 175 400 4
Silver Beaver 4.5 1.81 300 500 4 40-50
Wellboat 42 4.2 1.2 130 350 4
Wellboat 42К 4.2 1.44 170 350 4
Мастер 410 4.1 1.64 180 325 4
Silver Colibri 4.07 1.8 205 450 4 35-40

Ссылка на основную публикацию
Похожее