Общие принципы современной классификации гражданских морских судов

image

Сухогруз (балкер от анг. слова Bulk — сыпучий)

image Смотреть все фото в галерее

Балкеры используются для перевозки сыпучих грузов, таких как зерно, удобрения, уголь и т.п. Балкеры делятся на 7 больших групп: мини-балкера Handysize Handymax Suezmax Panamax Post-Panamax Capesize Такая классификация учитывает особенности района плавания, а именно глубины в проливах и акваториях портов, габариты шлюзов, условия навигации на искусственных каналах и внутренних водных путях. Собственно навигационная обстановка на океанских и морских путях и есть та причина, по которой размеры судов имеют четкие требования. Пробежимся коротко по группам: Мини-балкеры с дедвейтом до 10 тыс. тонн предназначены в основном для каботажного плавания и по внутренним путям. Handysize — считаются наиболее распространенными, поскольку позволяют им входить в небольшие порты, и в большинстве случаев они оснащены кранами, что также позволяет им самостоятельно производить погрузку и разгрузку грузов в портах Handymax — максимально увеличенные Handysize. Suezmax — максимально возможный размер для прохождения Суэцкого канала. Panamax — максимально возможный размер для прохождения Панамского канала Post-Panamax — летом этого года открылась новая группа шлюзов Панамского канала, тем самым размеры судов постпанамакс являются теперь максимальными для прохождения через эти шлюзы. Capesize — грузовые суда, которые из-за своих больших размеров не в состоянии пройти через Суэцкий и Панамский каналы. Таким образом, суда данного типа должны проходить вдоль мыса Доброй Надежды на юге Африканского континента или мыса Горн — самой южной точки материка Южная Америка.

По назначению

Суда принято делить по принадлежности к тому или иному флоту:

1. Транспортный флот предназначен для грузовых, пассажирских и грузопассажирских перевозок.

2. Промысловый флот используется для добычи морепродуктов и разработки органических полезных ископаемых в морях и океанах.

3. Технический флот оснащен специализированным оборудованием для выполнения работ по улучшению и поддержанию оптимальных условий эксплуатации других плавсредств (дноуглубительные снаряды, плавучие доки и краны, кабельные суда и плавучие мастерские).

4. Служебно-вспомогательный флот обеспечивает материально-техническое снабжение и разностороннюю поддержку всех флотов (ледоколы, буксиры, суда-снабженцы буровых и добывающих платформ, патрульные, лоцманские, пожарные, спасательные, водолазные и другие суда).

Танкер (от анг. Tank — цистерна, бак)

Газовозы (Gas carriers)

По типу главного двигателя

Суда классифицируются на:

1. Турбоходы – роль главного двигателя выполняют паровые турбины.

2. Газотурбоходы – главным двигателем являются газовые турбины.

3. Теплоходы – главной силовой установкой служит двигатель внутреннего сгорания.

4. Электроходы – главным движителем является гребной электромотор, для которого дизель- или турбогенератор вырабатывают электрический ток.

5. Атомоходы – оснащены атомным реактором, энергия которого преобразуется в пар в парогенераторе и приводит в движение паровую турбину.

Контейнеровозы

Контейнеровозы предназначены для перевозки, о боже, контейнеров image Все морские контейнеры имеют стандарты. Хоть они и так же варьируются по размерам, но разные размеры имеют строгие стандарты. В контейнерах перевозится абсолютно все, от бочек с газом и машин, до разных мелких товаров. Так что ты — уважаемый читатель, посмотри на любой свой гаджет или побрякушку из Китая и пойми, что она путешествовала через весь мир морем, в отличии от тебя. Грузовместимость данных судов обозначается в TEU, то-есть в максимальном количестве перевозимых контейнеров стандартного 20-ти футового контейнера. Контейнеры так же классифицируются по размеру, как и балкеры, но у них так же есть и особенные размеры: Explorer Class Triple E-Class Explorer Class — перевозит от 16600 до 18200 TEU. На данный момент всего таких судов 4 под руководством Компании CMA CGM Triple E-Class («Economy of scale, Energy efficient and Environmentally improved» Экономический масштаб, Энергоэффективность, Улучшенная экологичность) — перевозит от 18200 до 21000 TEU. 15 судов под руководством Maersk Line. Все контейнеровозы, в основном, работают на так называемых линиях. Т.е. на линии находятся определенные порты и судно точно по расписания курсирует по определенному порядку среди этих портов. По подобному принципу работают пассажирские суда.

Пассажирские суда

Другие классификации

Приведем еще ряд классификаций, помогающих понять, какими бывают суда:

  • По способу передвижения: самоходные;
  • несамоходные — дрейфующие, буксируемые, сплавляемые.

По необходимости контакта с дном:

    имеющие необходимость в контакте с берегом либо дном (плот с шестом, канатный паром, водоход Кулибина, кубестан и др.)По районам передвижения:

      морские;смешанные.

      Небольшая подборка классификации всего разнообразия судов, надеемся, помогла вам сформировать более четкое представление об их огромном мире.

      Ролкеры или Автомобилевозы (от англ. Ro/Ro roll-on/roll-of «вкатывай/выкатывай»)

      Скотовозы (Livestock carrier)

      Морской паром

      Морские паромы (рис. 9) служат для перевозки железнодорожного и автомобильного транспорта, а также пассажиров. Большие паромы имеют несколько палуб, на которых размещают вагоны или автомобили. Для пассажирских помещений исполь­зуют надстройки и рубки. Въезд транспорта на судно осуществляется по специальным аппарелям, а его распределение по палубам произво­дится подъемником. Для обеспечения повышенной маневренности при швартовках паромы обычно оборудованы подруливающими устройства­ми.

      Рис. 9 Железнодорожный морской паром

      Лихтеры — несамоходные суда, на которых в ряде случаев целесообраз­нее перевозить грузы. Возможность использования лихтерных перевозок в значительной степени ограничи­вается тем, что буксировки можно производить только при сравнитель­но спокойном состоянии моря. Более надежным транспортным средством для морских лихтерных перевозов являются барже-буксирные соста­вы — составные суда, состоящие из баржи и буксира-толкача, сочлененных шарнирным соединением.

      Сноски

      Sea-Man

      Лихтеровозы

      Судно и корабль

      Давайте прежде всего определимся с термином. Судно, как вы убедились, — чрезвычайно широкое понятие. В него входят все самоходные и несамоходные сооружения, передвигающиеся в промысловых, спортивных, транспортных, военных, исследовательских и иных целях. Другими словами, это искусственно созданный людьми плавучий предмет, предназначенный для пребывания человека на воде, под водой, либо над нею, как-то при этом контактируя с водной поверхностью.

      А вот корабль — это более узкое понятие:

      • Только крупное судно.
      • Только военное судно.
      • Парусное судно.

      Традиционно кораблем принято называть только военный морской транспорт и никак гражданский. Плавучие средства в составе ВМФ не будет также ошибкой назвать военным судном, а вот «военный корабль» — это уже тавтология.

      Большегрузы или Хэвилифтеры (от англ. Heavy — тяжелый, Lift — поднимать)

      Ссылка на основную публикацию
      Похожее