Покрытия для яхт и катеров, и способы их нанесения

Технические требования

Для эксклюзивного оформления интерьера кают обычно используются дорогие породы дерева. Но не каждое дерево подходит для этой цели. Основным требованием к материалу является устойчивость к влаге, грибку, гниению и разрушению, огнестойкость. По всем параметрам идеально подходит древесина сибирской лиственницы. Она не только устойчива к воздействию влаги, но с годами становится только крепче. Приобрести отделочные материалы из древесины сибирской лиственницы можно на сайте lesinter.ru.

Кроме технических требований, лиственница подходит для отделки кают и по эстетическим параметрам. Ее текстура очень выразительна, а оттенки древесины разнообразны, что позволит подобрать подходящий под любой интерьер.

Из истории парусного флота

История парусного флота началась в древние времена, когда человек выбирал для быстрого передвижения природную дорогу — по движению воды. Например, в реке становился на бревно, а в руки брал ветку, чтобы не упасть в воду, — это был прообраз мачты. Когда люди поняли, что к мачте можно приделать шкуру или кору дерева, чтобы облегчить управление, так был изобретен парус.

Следует заметить, что парус изобрели раньше колеса, так как река являлась настоящей природной дорогой, более доступной для быстрого передвижения.

Парус был изобретен в разных частях света примерно в одно время. Важным элементом был также плот, состоящий из нескольких соединенных бревен. Это было удобное средство передвижения по морю, так как к плоту можно было присоединить мачту с парусом и даже соорудить подобие крыши, а также из древесины сделать весла для управления. Предполагается, что бамбуковые плоты существовали еще 6 000 лет назад. Интересно, что подобные сооружения для плавания существуют и по сей день в некоторых отдаленных местах земли.

image Яхты в порту Источник: pixabay.com

Местом рождения парусников считаются Индонезийские острова. Южно-азиатские парусные пироги, бревна с мачтой, катамараны из двух соединенных пирог использовались в Тихом океане до того, как их начали использовать для перевозки каменных блоков по Нилу для постройки пирамид около 6 000 лет назад.

Предлагается к прочтению: Основы парусного яхтинга

В Европе самая старая находка подобия корабля из древесины сосны была найдена в Шотландии и отнесена к периоду в 8 000 лет назад. Аналогичная находка была обнаружена в Нидерландах, она на 2 000 лет моложе. В 1 300 г. до н.э. преобладали деревянные лодки, снабженные парусом и веслами. Из них спустя 600 лет сделали парусники. В то время могущественной морской страной был Египет, его парусные корабли плавали в Средиземном море и Индийском океане, занимаясь торговлей (рис. 1).

image Рис. 1 Египетское торговое судно, 2 550 г. до н.э.

Позже ведущие позиции в морской торговле заняли греки, финикийцы и микенцы. После падения Римской империи в 395 г. окрепла Византийская империя, которая была типично морской страной. В V-VI вв. ее корабли, мало отличающиеся от римских, бороздили воды Средиземного и Черного морей. Франция, возникшая из руин Римской империи, мало занималась мореплаванием, хотя галлы в III в. правили на побережье от Эльбы до Гвадалквивира в Испании. Наследие галлов проявилось в основном в Ирландии. Ирландские монахи в конце VIII в. открыли Исландию еще перед тем, как в ней в 60-80 гг. IX в. правили викинги. Викинги занимались морским разбоем еще в III в., но расцвет их мореплавания приходится на VIII—IX вв. Корабли викингов были открытыми с веслами и парусами (рис. 2). Они неглубоко уходили в воду, а поэтому могли заходить и в реки.

image Рис. 2 Парусник викингов, IX в.

В XI-XII вв. в Восточном море правили балтийские славяне, в XIII в. их заменили германские племена, целью которых была торговля в Северной Европе. Их корабли были глубоководными и широкими, но не подходили для мореплавания. В Португалии и Испании появились каравеллы (рис. 3), караки и галеоныКаракки и каравеллы, пинасы и галеоны, сделанные по образу кораблей викингов.

image Рис. 3 Португальская каравелла «Elefanten», XV в.

Лучшее кораблестроение в XVI- XVII вв. было в Нидерландах, где строили большое количество небольших кораблей, покорявших моря.

Расцвет строительства парусных судов приходится на XVIII-XIX вв. В XVIII в. появились новые типы парусниковКлассический парусный корабль: пределы возможного, а в XIX в. началась эпоха паровых судов — они были быстрее и экономичнее. Таким образом, в начале XX в. закончилось время последних грузовых парусников для перевозки грузов (рис. 4). Но история парусных судов не закончилась.

image Рис. 4 Парусник XX в. «Дания»

Во всем мире на водной глади озер, рек, морей и океанов можно видеть огромное количество небольших судов — лодок, яхт, катеров разного типа и назначения. Их постройка осуществляется на судостроительных верфях, кораблестроительных заводах, а иногда их изготавливают своими силами любители водного транспорта. Основными материалами для них являются сталь, древесина, алюминий, пластмассы. Все они удовлетворяют требованиям, предъявляемым к этому виду судов.

Виды материалов

Самым распространенным материалом для внутренней отделки моторных и парусных яхт являются дорогие породы дерева. Большое значение имеет при этом их природная устойчивость к влаге. Дополнительно они покрываются еще и специальными пропитками. Яхты класса люкс отделывают деревом сапеле. Это самое красивое африканское дерево. Декоративность его древесине придают полное отсутствие сучков и волокна, расположенные спиралями.

Нередко внутри яхта выглядит намного роскошнее, чем снаружи. Кроме древесины, в отделке часто можно встретить кожу, пробку, дорогие ткани и ковровые покрытия. Диваны и кресла обшивают специальным морским винилом, устойчивым к влаге и выцветанию. Для палубы лучше всего подходит тик. Он не боится соленой воды и солнечных лучей, а также не чувствителен к перепадам температур.

Используются и различные термопластичные материалы, которые предотвращают образование конденсата, повышают звуко- и теплоизоляцию, облегчают работу по скруглению углов на стене и потолке.

Материалы для постройки яхт и катеров

Древесина — традиционный часто используемый природный материал. Из нее строили свои корабли викинги, каравеллы Колумба тоже были деревянными, так как в те времена других материалов не было. Для ремонта деревянные лодки раньше каждые несколько месяцев вытаскивали на берег, современные яхты и катера ремонтируют на специально оборудованных верфях. Деревянные корпуса плохо подходят для очень больших катеров и яхт, но с эстетической точки зрения для прогулочных и спортивных катеров этот материал незаменим. Такие катера сочетают в себе красоту, скорость и комфорт (рис. 5).

Рис. 5 Роскошный деревянный катер «Riva Aquarama» (Италия)

Металл (сталь) в отличие от древесины значительно более прочен и долговечен. Например, в Австралии половина лодок сделана из стали. В России делают катера и лодки из стали, они позиционируются как недорогие и исключительно прочные суда (рис. 6). Но главный недостаток стали заключается в подверженности коррозии.

Рис. 6 Стальная рыболовная лодка «Iron Boat 700» (, С.-Петербург)

Причем эта проблема усугубляется по мере эксплуатации судна. Для предотвращения ржавления на корпус наносят защитные лакокрасочные покрытия, но независимо от их толщины со временем на бортах появляются ржавые пятна. Защитить борт с помощью окрашивания легче на плоской поверхности, но во внутренних углах и на изгибах металла значительно труднее.

Стеклопластик. В течение последних 25-30 лет в Европе и США корпуса яхт и катеров строят из стеклопластика. Он не ржавеет, долговечен и прочен, хотя и не настолько, как металл. Из пластика можно строить более легкие лодки, которые, соответственно, обладают меньшей парусностью и более короткими мачтами (рис. 7). Кроме того, строить корпуса из него легче, поэтому для выполнения работ можно привлекать неквалифицированный персонал.

Рис. 7 Катер «Pershing 46» из стеклопластика (Италия)

Стеклопластик — это армированная стекловолокном пластмасса, связующим является насыщенная полиэфирная или эпоксидная смола. В качестве наполнителей могут применяться тканые (стеклоткани) и нетканые (стекловолокно, волокно и стекловойлочные маты) материалы. Высоковязкую эпоксидную смолу разбавляют растворителем, полиэфирную смолу можно использовать без разбавления. Пропитываемую стеклоткань укладывают в матрицу или пресс-форму и подвергают вакуумному прессованию.

Разработка методов ручного нанесения покрытия из отвержденной полиэфирной смолы, армированной стеклом, в начале 1950-х гг. привела к быстрому развитию катеростроения из стеклопластика. Так, если в 1950-х гг. объем производства яхт и катеров из стеклопластика составлял 4%, то в 1980-е гг. он достиг 80%. В Германии такие суда стали строить с 1960 г. В 1970-е гг. началась эра стеклопластика. Сейчас их изготавливают в основном по индивидуальным проектам из-за высокой стоимости (они значительно дороже деревянных и металлических корпусов).

Рекомендуется к прочтению: Последние серии военных парусных кораблей Черноморского флота

Недостатком стеклопластика является его подверженность осмосу — проникновению воды в толщу пластика через дефекты в защитном слое гельгоута (окрашенного декоративного верхнего слоя). При нанесении гельгоута производят многократное шлифование и полировку поверхности. Наиболее прочными высокоглянцевыми покрытиями являются полиуретановые; алкидные — менее прочны, но проще в нанесении. Эпоксидные материалы предпочтительно использовать для защиты подводной части корпуса.

Ниже ватерлинии не рекомендуется применять грунтовки, так как предполагают, что они способствуют развитию осмоса.

Признаками осмоса являются вздутия и пузыри на поверхности, которые со временем становятся все более обширными. В этом случае возникает необходимость в антиосмотической обработке.

Алюминий — легкий и прочный материал, который не подвергается коррозии при взаимодействии с водой (рис. 8). Алюминий более устойчив к удару, чем сталь или стеклопластик, и в 3 раза пластичнее стали. На него не действуют атмосферные явления и морская вода. Отсутствует осмос, и алюминиевый корпус можно не окрашивать, так как он покрыт оксидной пленкой, которая надежно защищает металл.

Благодаря комплексу свойств алюминий прекрасно подходит для глиссирующих корпусов. Известно, что для увеличения скорости лодки при одной и той же мощности мотора необходимо уменьшить ее вес. Увеличение строительства алюминиевых гоночных парусных яхт в США пришлось на 1960-1970 гг.

Начальные затраты на строительство корпуса судна из алюминия могут быть выше, чем из стали или стеклопластика, но корпуса из алюминия несравнимо долговечнее и имеют лучшие эксплуатационные характеристики.

Рис. 8 Катер «Мастер 651» из АМГ (производство ЗАО «Меркурий-НИИ ТМ», С. Петербург)

Уязвимым местом корпуса из алюминия может быть гальваническая коррозия, вызывающая разрушение алюминия. Это происходит в условиях повышенной влажности при соприкосновении алюминия с медью, бронзой или нержавеющей сталью, поэтому необходимо не допускать контакта с другими металлами или наносить на алюминиевые поверхности водостойкую грунтовку, или использовать анодную защиту.

Композитные материалы. Корпуса яхт и катеров также могут изготавливаться из композиционных материалов — кевлара и углепластика (см. статью “Перспективные ЛКМ и материалы для судов и кораблей”Перспективные лакокрасочные и конструкционные материалы для судов и кораблей), которые значительно легче и прочнее стеклопластика и менее подвержены осмосу (рис. 9). Из таких материалов делают мощные спортивные очень дорогие катера, для которых важно, чтобы лишний вес не снижал скорость. Для окраски таких корпусов применяют, как правило, самые высококачественные и дорогостоящие ЛКМ — полиуретановые и фторуретановые.

Катера и яхты можно рассматривать как относительно небольшие суда, строительство и ремонт которых очень похожи на процесс судостроения, только в меньшем масштабе. Применяемые для их окраски ЛКМ должны также надежно защищать корпус судна от коррозии, не допускать обрастания подводной части судна и расположенного там оборудования, обеспечивать при необходимости возможность применения электрохимической защиты. Как известно, не существует универсальных ЛКМ, отвечающих одновременно всем требованиям, поэтому разрабатываются схемы окрашивания применительно к материалу судна и к будущим условиям эксплуатации. При этом необходимо учитывать возможность нанесения ЛКМ в холодное время года, скорость отверждения в разных условиях, механическую прочность покрытия, устойчивость при обработке различными моющими средствами, склонность к старению, технологичность нанесения (возможность нанесения ручным способом или пневмораспылением).

Рис. 9 Самый мощный в мире катер «Lancia di Lancia» мощностью 1 120 л.с., сделан из углепластика

Ниже рассмотрены способы окрашивания и выбор ЛКМ для яхт и катеров применительно к материалам, из которых они изготовлены.

Особенности монтажа

Внутреннюю отделку помещений яхты лучше доверить специалистам. Дизайнеры и мастера должны принимать во внимание износ элементов интерьера из-за сильного воздействия влаги. Поэтому отделка стен, мебели, пола, палубы должна быль подогнана очень плотно, без пазов и щелей, куда во время шторма или сильного дождя может проникнуть вода. Особенно это касается отделки палубы, которая находится под воздействием воды практически ежедневно.

Использовать для палубы дорогие породы дерева не рекомендуется. Лучше всего для этой цели подходят различные винилы и тик. Раньше доски палубы корабля плотно подгоняли друг к другу и проконопачивали стыки смолой, чтобы защитить внутренние каюты от воды. Сейчас для этой цели существует множество синтетических составов, обеспечивающих устойчивость материалов не только к влаге, но и частично к огню. А деревянные доски заменил пластик, винил и тик, обеспечивающие при правильном монтаже полную герметичность кают.

Внутренняя обшивка монтируется согласно требованиям к выбранным материалам. Если каюта обшивается тканью, ее плотно натягивают на основу, чтобы под воздействием влаги она не провисала, а кроме того, обрабатывают специальными водоотталкивающими составами. То же касается и кожи, как натуральной, так и искусственной.

Мебель изготавливают из дерева, устойчивого к воздействию соленой воды и оббивают специальными материалами. Для склеивания используются влаго- морозостойкие клеи, а также качественная нержавеющая фурнитура.

Окрашивание яхт и катеров

Окрашивание деревянных судов

Древесина должна быть надежно защищена от влаги, солнечного излучения и механических повреждений. Деревянные яхты требуют гораздо больше внимания и ухода, чем яхты из стеклопластика. Прежде всего, древесину необходимо защитить от гниения, обрабатывая антисептиком. Пропитку делают 2-4 раза, при этом следует учесть, что перед пропиткой древесина должна быть сухой (содержание влаги не должно превышать 16%).

Когда борта после пропитки полностью просохнут, приступают к подготовке поверхности перед окраской — выравниванию. До нанесения ЛКМ вся поверхность корпуса должна быть очень хорошо выровнена, так как в древесине всегда могут присутствовать трещины и неровности. Их выравнивают специальной шпатлевкой, которую изготавливают на основе эпоксидной смолы с тиксотропирующим наполнителем (древесные волокна или древесная пыль, аэросил), используются и готовые эпоксидные шпатлевки. Шпатлевку наносят специальным плоским ножом и после отверждения обрабатывают наждачной бумагой. Все неровности должны быть тщательно сглажены. После этого наносят слой грунтовки, а затем первый и второй слои ЛКМ, обрабатывая каждый слой мелкой наждачной бумагой. При окраске палубы и наружной обшивки судна поверхности из натуральной древесины вручную или с помощью плоской вибрационной машинки шлифуют с водой водостойкой шлифовальной бумагой (размер зерна 180-200).

Будет интересно: Термостойкие покрытия для судов и кораблей в суровых климатических условиях

После выравнивания поверхность становится матовой, и ее лакируют тонким и ровным слоем масляного, алкидного или уретанового лака. Чтобы получить красиво отлакированный надводный борт, на зашкуренную поверхность наносят первый слой лака, разбавленного независимо от типа на 20%, с помощью кисти с коротким волосом. Для второго слоя лак разбавляют на 5-10% и наносят обычной кистью. После этого продолжают накладывать слой за слоем, каждый раз предварительно шлифуя поверхность. Для получения качественного покрытия необходимо нанести не менее 7-8 слоев. При окраске подводных бортов на пропитанную защитным составом древесину наносят 2-3 слоя грунтовки и 2-3 слоя выбранной краски для днища.

Ремонт деревянных судов

Как только судно поднято на берег в конце сезона, нужно тщательно осмотреть состояние покрытий. Вначале промывают поверхность: надводные части (окрашенные и лакированные борта) обрабатывают специальным очистителем и ошкуривают поверхность наждачной бумагой № 180-220, промывают большим количеством пресной воды для удаления пыли. Когда борт полностью просохнет, наносят соответствующий лак или краску. Каждые 7-10 лет старое лакокрасочное покрытие необходимо удалять. Это делается с помощью газовой горелки, паяльной лампы или эффективного растворителя. Когда все покрытие удалено, надводные борта обрабатывают так же, как это делается на новом деревянном судне (рис. 10).

Рис. 10 Обработка борта

Подводные борта и днище промывают струей воды под большим давлением, тщательно очищают жесткой щеткой и также промывают пресной водой. Если покрытие на днище отслаивается, производят выборочный или полный его ремонт. Мягкое покрытие с днища удаляют очистителем, твердые и самополирующиеся покрытия проще удалить с помощью растворителя. Затем поверхность тщательно промывают пресной водой, иногда с добавлением небольшого количества аммиака, и завершают промывкой пресной водой. После этого днище обрабатывают так же, как и на новом судне.

Окрашивание стальных судов

Стальную поверхность перед окраской необходимо тщательно подготовить, удалив всю ржавчину пескоструйным аппаратом. Первый слой грунтовки наносят сразу после чистки. На надводные борта наносят 4-5 слоев грунтовки (общей толщиной не менее 240 мкм), на подводные борта — 6-7 слоев той же грунтовки (общей толщиной не менее 350 мкм). Время между нанесением слоев грунтовки должно быть указано в инструкции по нанесению. Надводные борта после нанесения грунтовки окрашивают 2-3 слоями эмали, обычно двухкомпонентной, образующей глянцевую поверхность. При желании работать однокомпонентным составом сразу после очистки поверхности на нее наносят 2 слоя грунтовки, затем 2 слоя краски и 1 слой эмали, которая обеспечивает прочность и блеск покрытия.

На подводные борта поверх грунтовки наносят 2-3 слоя необрастающей краски, образующей самополирующееся покрытие.

Важно знать, что цинковые аноды, которые находятся на стальном судне, не следует окрашивать, в случае их окисления необходимо удалять окислившийся слой.

Ремонт стальных судов

Поверхность стального судна следует тщательно осмотреть, выявляя наличие небольших повреждений, которые могут привести к быстрому образованию ржавчины. Для ремонта повреждений соответствующие участки шлифуют наждачной бумагой или шлифовальным кругом и наносят несколько слоев грунтовки до получения покрытия требуемой толщины. После этого наносят 2-3 слоя выбранной краски.

На подводных бортах местами может наблюдаться отслоение грунтовки. В этом случае поврежденные участки очищают, шлифуют и наносят двухкомпонентную эпоксидную грунтовку. После этого наносят 2-3 слоя краски для днища.

Окрашивание судов из стеклопластика и композитных материалов

Существует большая разница между окрашиванием новых судов из стеклопластика и ремонтом и окрашиванием старых. Корпус нового судна обрабатывают очистителем, позволяющим быстро и легко удалить грязь, пыль, смазку, пятна мазута и др. После этого поверхность промывают пресной водой из шланга. Когда корпус высохнет, его обрабатывают полировочным составом, который защищает от окисления и придает блеск, можно отполировать также поверхность мягким воском, не содержащим абразивных добавок. При такой обработке лучше закрыть ватерлинию широкой лентой, чтобы не захватить при отделке борта подводную часть, подлежащую окраске.

Попадание полировочного состава или воска ухудшит адгезию ЛКМ.

Подводные борта нового судна также обрабатывают очистителем, а затем промывают пресной водой из шланга. После просушки корпус подводной части протирают тряпкой, смоченной обезжиривающим составом. После этого поверхность шлифуют либо вручную наждачной бумагой № 180, либо с помощью вибрационной шлифовальной машины. Поверхность должна стать матовой. Удаляют пыль и промывают поверхность чистой водой, затем дают днищу хорошо просохнуть.

Для окраски корпусов из стеклопластика как ниже, так и выше ватерлинии применяют двухкомпонентный эпоксидный грунт. Он обеспечивает хорошую защиту от проникновения влаги и потому подходит для предотвращения образования осмотических пузырей.

Ремонт судов из стеклопластика

Характерным недостатком судов из стеклопластика является образование на поверхности, особенно днища, так называемых осмотических пузырей. Они появляются под слоем гелькоута и являются следствием проникновения воды в виде паров или жидкости. Даже очень малого количества воды достаточно для начала развития процесса осмоса (рис. 1).

Рис. 1 Образование пузыря на поверхности стеклопластика

Осмос — химический процесс, протекающий вследствие гидролиза стеклопластика.

Механическому распространению воды в толщу пластика способствуют как повреждения гелькоута, так и сами волокна стеклопластика. В пузырях скапливается кислотосодержащая жидкость, они увеличиваются в размерах и количестве. Отдельные пузыри вскрывают, как показано на рис. 12.

Если на днище имеется множество осмотических пузырей, то необходимо удалить слой гелькоута полностью. Но его нельзя удалять с помощью химических веществ, так как при этом можно разрушить слой стеклопластика. Гелькоут снимают с помощью шлифовальной машины или пескоструйного аппарата. После этого поверхность промывают большим количеством воды, чтобы удалить кислоту из пузырей, и хорошо просушивают в течение продолжительного времени (например, 1-3 мес при температуре не ниже 15 °С и относительной влажности воздуха не более 65%).

Рис. 12 Вскрытие и промывка осмотического пузыря

После просушивания поверхность обрабатывают пропиточным составом (вязкий эпоксидный лак) и в ближайшие 12 ч заполняют вначале крупные впадины эпоксидной шпатлевкой, а затем наносят ее тонким слоем на всю поверхность. Затем в течение суток поверхность еще раз шпатлюют и шлифуют, чтобы добиться ровного слоя толщиной не менее 0,5 мм. Через 24 ч поверхность ошкуривают наждачной бумагой № 80 и наносят двухкомпонентную эпоксидную грунтовку, разбавленную до требуемой вязкости, обычно в 6-7 слоев, чтобы получить ровное покрытие толщиной 360 мм.

Уход и ремонт

Обслуживание яхты – это уборка кормы, палубы, салона, кают. При этом важно не только навести чистоту, но и не испортить дорогие материалы. Каждый из них требует особых способов и средств для ухода. Генеральную уборку проводят перед началом навигации и постановкой на зимнее хранение. А в течение периода навигации проводится поддерживающая уборка. Важную роль при этом играет наличие пресной воды. Морская вода содержит большое количество солей и при использовании в уборке постепенно разрушает отделочные материалы, особенно текстиль.

Для удаления различных загрязнений с деревянного пола и стен, ткани, кожи, обивки мебели, а также для борьбы с плесенью, грибком, водорослями, ржавчиной, масляными загрязнениями следует приобрести специальные средства или доверить эту работу специалистам.

Ремонт внутренней отделки проводится по необходимости и состоит в перетяжке каюты и мебели, замене фрагментов испорченного дерева, покрытии деревянных полов и стен лаком, устранении царапин.

Читайте нас первыми — добавьте сайт в любимые источники.

Добавить комментарий

{«commentics_url»:»//express-novosti.ru/comments/»,»page_id»:977642,»enabled_country»:false,»enabled_state»:false,»state_id»:0,»enabled_upload»:false,»maximum_upload_amount»:3,»maximum_upload_size»:5,»maximum_upload_total»:5,»securimage»:true,»securimage_url»:»//express-novosti.ru/comments/3rdparty/securimage/securimage_show.php?namespace=cmtx_977642″,»lang_error_file_num»:»u041cu0430u043au0441u0438u043cu0443u043c %d u0444u0430u0439u043bu043eu0432 u043cu043eu0436u0435u0442 u0431u044bu0442u044c u0437u0430u0433u0440u0443u0436u0435u043du043e.»,»lang_error_file_size»:»u041fu043eu0436u0430u043bu0443u0439u0441u0442u0430, u0437u0430u0433u0440u0443u0437u0438u0442u0435 u0444u0430u0439u043b u0440u0430u0437u043cu0435u0440u043eu043c u043du0435 u0431u043eu043bu0435u0435 %d MB.»,»lang_error_file_total»:»u041eu0431u0449u0438u0439 u0440u0430u0437u043cu0435u0440 u0432u0441u0435u0445 u0444u0430u0439u043bu043eu0432 u0434u043eu043bu0436u0435u043d u0431u044bu0442u044c u043du0435 u0431u043eu043bu0435u0435 %d MB.»,»lang_error_file_type»:»u041cu043eu0436u043du043e u0437u0430u0433u0440u0443u0436u0430u0442u044c u0442u043eu043bu044cu043au043e u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du0438u044f.»,»lang_text_loading»:»u0417u0430u0433u0440u0443u0437u043au0430 ..»,»lang_placeholder_state»:»u0420u0435u0433u0438u043eu043d»,»lang_text_country_first»:»u0421u043du0430u0447u0430u043bu0430 u0432u044bu0431u0435u0440u0438u0442u0435 u0441u0442u0440u0430u043du0443″,»lang_button_submit»:»u0414u043eu0431u0430u0432u0438u0442u044c»,»lang_button_preview»:»u041fu0440u0435u0434u0432u0430u0440u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu0439 u043fu0440u043eu0441u043cu043eu0442u0440″,»lang_button_remove»:»u0423u0434u0430u043bu0438u0442u044c»,»lang_button_processing»:»u041fu043eu0434u043eu0436u0434u0438u0442u0435…»}

Ссылка на основную публикацию
Похожее