Корабельные якоря. Якорь Матросова: особенности конструкции

Казалось бы, что можно рассказать о якоре? Простейшая, на первый взгляд, конструкция. А ведь он играет огромную роль в жизни корабля. Главная задача якоря – надёжно привязать судно к земле, где бы это ни было: в открытом море или у берега. Моторная лодка или яхта, круизный лайнер или многотонный танкер – безопасное движение по морским просторам для любого судна зависит от надёжности якорей.

Якорные конструкции видоизменялись на протяжении сотен лет. Надёжность, простота использования, вес — каждый параметр проверяло на практике само море, отсчитывая морские мили. Большинство якорей носят общие названия: адмиралтейский, ледовый, плуг, кошки. Но существуют якоря, названные в честь их создателей. Среди изобретателей надёжных конструкций звучат фамилии: Холл и Матросов, Дэнфорт, Брюс, Байерс, Болдт.

image

«Цепи якорей звенят в порту…», или Судовая роль якоря

Якорь должен обеспечивать безопасную стоянку судна, корабля, катера или яхты на рейде и в открытом море. Кроме того, якорь играет огромную роль в решении и других задач:

  • Ограничивает подвижность судна во время швартовки к другому судну или причалу при неблагоприятных погодных условиях, сильном течении, проведении погрузочных работ.
  • Позволяет совершить безопасный разворот на ограниченном пространстве (например, в узкой гавани).
  • Может быстро погасить инерцию и остановить судно, когда грозит столкновение.
  • Помогает снять с мели судно силами экипажа.

Части якорной конструкции (цепи, клюзы) иногда используют при буксировке.

Ситуации, когда используется якорь, можно условно разделить на две группы.

Первая группа — для аварийного использования: в ситуациях, когда якорь должен удержать корабль при максимальном значении силы ветра и волнения на море.

Вторая группа — для повседневного использования: при кратковременной остановке в хорошую погоду

Строение якоря

Носовая часть корабля – место, где размещается якорное устройство. Дополнительную якорную конструкцию устанавливают на корме крупнотоннажных судов, ледоколов и буксиров. Такая конструкция включает в себя непосредственно якорь, якорную цепь или канат, цепной ящик, устройство, с помощью которого прикрепляют якорные цепи к корпусу корабля, клюз, стопор, а также шпиль и брашпиль, с помощью которых отдают и поднимают якорь.

А из чего состоит сам якорь, в стальных лапах которого находится безопасность судна, экипажа и пассажиров, находящихся на борту?

Якорь – это особая конструкция (сварная, литая или кованая), которая опускается на дно и удерживает судно с помощью якорной цепи или каната. Она состоит из нескольких элементов:

Веретено (продольный стержень) с якорной скобой в верхней части — с помощью этой скобы якорь прикрепляют к цепи;

Лапы и рога, которые прикрепляются к веретену неподвижно или на шарнире.

У якорей, имеющих шток, в верхней части веретена устанавливается поперечный стержень, усиливающий держащую силу.

Шаги

Часть 1 из 3: выбор подходящего оборудования

  1. Рассмотрим рогатый якорь общего назначения. Рогатый якорь, или якорь Дэнфорта меньше зависит от своего веса, нежели от конструкции, состоящей из двух плоских заостренных рогов (или лап), отстоящих под углом 30º от стержня якоря. Это одна из наиболее популярных конструкций на рынке, обладающая мощной удерживающей силой благодаря весу, чем другие типы, как в мягком иле, так и твердом песке. [1] X Источник информации [2] X Источник информации Однако, его грубовато-рогатая конструкция может препятствовать достижению дна при сильном течении, и как большинство якорей, имеет сложности с зацеплением за камни и другие твердые грунты.
    • Алюминиевые разновидности конструкции Дэнфорта, например крепость, обладают отличной удерживающей мощностью. Некоторые из них имеют регулируемые рога, которые могут быть расширены для закрепления в мягком иле.[3] X Источник информации Большой алюминиевый рогатый якорь может стать хорошим штормовым якорем.[4] X Источник информации
  2. Исследуйте плугообразный якорь для областей с сильным или меняющимся течением. Плугообразный якорь назван так благодаря клину в виде плуга, прикрепленному вертлюгом к веретену. Он эффективен в мягких грунтах и несколько лучше ведет себя в траве, чем другие легковесные якоря. [5] X Источник информации [6] X Источник информации Они, как правило, более тяжелые, чем рогатые якоря того же размера, и их легче установить (хотя с несколько меньшей силой сцепления), чем рогатые якоря.[7] X Источник информации Способность веретена вращаться в направлении, в котором его тянут, не дергая основной якорь, дает меньше шансов плугообразному якорю открепиться, когда судно тянется в другом направлении.
    • У плугообразного якоря нет выступающих рогов или частей, за которые могут зацепиться канат или цепь якоря. Однако если у вас нет носового роульса, плугообразный якорь сложно хранить.[8] X Источник информации
  3. Грибовидный якорь используется только при легкой нагрузке. Грибовидный якорь выглядит как диск или тарелка у основания веретена якоря. Они не обладают настолько большой удерживающей силой, но являются хорошим выбором для небольших лодок, которые делают короткие остановки в местах с мягким грунтом. Если ваше судно достаточно небольшое для размера грибовидного якоря что вы выбрали, это может быть лучшим вариантом для районов с обильно заросшим грунтом.[9] X Источник информации
    • Многие электрические якоря, что опускаются нажатием кнопки, являются грибовидными якорями.
  4. Исследуйте другие виды якорей для специализированного применения. Существует много других видов якорей, и ни один якорь не служит универсальным. Якорь кошка, военно-морской, или якорь Герресхофа применяются на небольших суднах и каменистом грунте.[10] X Источник информации [11] X Источник информации На менее распространенных грунтах для получения лучших результатов могут потребоваться специализированные якоря, например, клешневой якорь для гравия.[12] X Источник информации
  5. Применяйте несколько якорей для разных целей. В зависимости от предназначения вашего судна, вам вероятно понадобится несколько якорей различных размеров. Ваш основной якорь будет полезен для долгой рыбалки и большинства других целей. Якорь одним или двумя размерами меньше, который легко развернуть и вытянуть, подойдет для остановок на обед и других коротких перерывов. Штормовой якорь одним или двумя размерами больше должен храниться поблизости, чтобы вытащить его во время плохой погоды или для ночных стоянок. Кроме того, всегда хорошо иметь, по меньшей мере, один тяжелый запасной, в случае если вдруг вы потеряете якорь или для ситуаций, когда разумно использовать два якоря.
    • Вы должны всегда следовать рекомендациям производителя судна при выборе размера якоря. Однако приблизительную таблицу вы найдете чуть нижена этой странице . Приобретите якорь большего размера, чем это указано, в случае если судно слишком загружено.
  6. Используйте якоря высокого качества. Якоря играют важную роль в безопасности, и вы должны приобрести лучшие из тех, что вы можете себе позволить. Проверьте каждый из них перед покупкой на наличие ржавчины, неровных или прерывающихся сварочных швов и других дефектов металла.
  7. Убедитесь, что у вас есть палубные утки или якорные роульсы, подходящие вашим якорям. Вы можете прикрепить носовой роульс к вашему судну, где вы будете хранить и закреплять свой якорь, но имейте в виду, что каждый роульс подходит только к определенному типу якоря. Иначе, убедитесь, что у вас есть крепкие и прочные палубные утки, на которые можно намотать трос якоря. [14] X Источник информации
  8. Научитесь выбирать нейлоновый канат для якоря. Цепь, канат или их комбинация, которая прикрепляет якорь к вашему судну называется дректов . Эластичность нейлона позволяет ему хорошо реагировать при внезапном ветре или изменениях течения, и высококачественный канат достаточно прочен для использования в качестве дректова. Им также легко управлять, и он относительно недорог, хотя вы не должны экономить на качестве.
    • Трехжильная нейлоновая веревка наиболее устойчивая к разрывам, и поэтому больше всего подходит для помещения на глубину, но ею станет трудно управлять и необходимо заменять после того, как она станет жесткой от соли. Выберите трехжильную веревку со средней свивкой прядей, обращая внимание на количество кручений в пряди, так как они будут распадаться менее легко. [15] X Источник информации
  9. Разберитесь, какие цепи лучше всего использовать для якоря. Цепь более дорогая и требует больше усилий при применении, но она не будет путаться сильным течением и позволит якорю быстро достигать дна. Попытайтесь найти цепь высокого качества изготовления и хорошо оцинкованную, о чем говорит ее однородный внешний вид. Хорошим выбором для использования в якорных приспособлениях будут такие типы цепей, как ВВВ цепи (из низкоуглеродистой стали), Hi-test (высокопрочные) цепи и proof coil (с устойчивыми кольцами).[17] X Источник информации Убедитесь, что звенья цепи помещаются на лебедке судна, которая держит ее и выпускает, когда вы бросаете якорь.
    • На цепях с устойчивыми кольцами (Рroof coil) кaждое звено имеет штамп«G 3».
  10. Высокопрочные Hi-test цепи крепкие, но легкие. Используйте их вместо других, если вам нужно снизить вес.
  11. Якорные цепи, производимые северо-американскими компаниями, более надежного качества, чем некоторые цепи, изготавливаемые другими странами.[18] X Источник информации Если вы живете где-то в другом государстве и не хотите покупать импортные цепи, местные моряки или рыбаки смогут посоветовать вам с выбором.
  12. Рассмотрите использование обоих материалов. Якорный дректов, образованный из каната и цепи, обладает некоторыми преимуществами и недостатками каждого из материалов, но требует дополнительного соединения смычкой, чтобы плотно скреплять две длины. [19] X Источник информации В конце концов, в спорах вокруг цепей против канатов принимается во внимание много факторов, и вам лучше обратиться к опытным владельцам лодок за помощью в принятии решения.
    • Если вы используете дректов полностью из цепи, будет хорошей идеей все же прикрепить к ней нейлоновый канат как «тросовый задержник», чтобы сделать дректов более тяжелым и более эластичным. Один конец этого каната привязан к носовой утке, а специальный цепной крюк прикрепляет другой к цепи на расстоянии 1,2 м или более от того места, где цепь прикреплена к носовой части судна. [20] X Источник информации
  13. Используйте канат или цепь достаточного диаметра. Нейлоновый канат должен быть диаметром 4,8 мм для судна длиной до 3 м и 9,5 мм для судна длиной до 6 м. Диаметр увеличивается еще на 3,2 мм на каждые дополнительные 3 м длины судна свыше 6м. [21] X Источник информации [22] X Источник информации Диаметр цепи может быть на 3,2 мм меньше, чем должен быть канат для данного размера судна.

Часть 2 из 3: выбор места для бросания якоря

  1. Используйте морские карты и свое зрение для выбора хорошего местоположения. Ваши карты должны подсказать вам глубину воды и отметить все места, предназначенные для постановки на якорь.[23] X Источник информации Постарайтесь найти место с ровным дном, подходящим вашему типу якоря (обычно лучше всего мягкое и не заросшее). Избегайте мест с сильным течением или открытых для погоды, особенно во время ночной остановки.
    • Если вы планируете оказаться в месте рыбалки или другой специфичной зоне, то имейте в виду, что место постановки на якорь должно быть в направлении против ветра по отношению к месту, где в конечном итоге окажется судно.
  2. Измерьте глубину в этом месте и проверьте доступное пространство. Замерьте глубину выбранной точки и умножьте на 7: примерно на такое расстояние судно будет дрейфовать от якоря.[24] X Источник информации Если течение или ветер изменяют направление, судно будет качаться в другую сторону якоря; убедитесь, что для этого имеется достаточно пространства во всех направлениях. Никогда не ставьте на якорь свое судно там, где радиус разворота пересекается с другими лодками.
    • Никогда не предполагайте, что другие судна имеют такую же длину якорного троса (или «дректова») как у вас, или они будут дрейфовать в одном с вами направлении. Спросите владельцев других лодок, куда брошены их якоря и какова длина дректова, если вы сомневаетесь.
  3. Обведите возможное местоположение якоря при измерении глубины. При замере глубины полностью обведите выбранное вами место. Это выявит любые скрытые мелководья или другие препятствия, которые могут повредить судно, если оно дрейфует пока стоит на якоре.[25] X Источник информации
    • Если вы обнаруживаете опасные мелкие участки, вам следует поискать другое место, чтобы бросить якорь.
  4. Узнайте прогноз погоды и информацию о приливах. Вы должны знать время следующего прилива и диапазон уровня воды между верхней и нижней точкой прилива, чтобы внезапный прилив не застал вас врасплох. Если вы останавливаетесь на час или более, вы должны следить за прогнозом погоды, чтобы быть готовым к любым сильным ветрам или шторму. [26] X Источник информации
  5. Решите, какой якорь использовать. Теперь вы имеете полное представление о характере вашего местоположения. Если ожидаются сильный ветер или значительный прилив, или якорь ослабевает, что может привести к столкновению, то вы должны воспользоваться тяжелым штормовым якорем с отличной удерживающей мощностью. Для большинства ситуаций подойдет ваш обычный основной якорь или легкий «якорь для обеда».
    • Смотрите раздел Выбор якоря для подробной информации.
  6. Медленно подойдите к намеченному месту стоянки по направлению ветра и остановитесь, когда перешли его. Когда вы остановитесь, течение или ветер будут медленно относить вас назад от места стоянки. В это время вы должны бросить якорь.[28] X Источник информации
    • Если вода спокойная, вам понадобится рулевой, чтобы дать задний ход двигателям на холостом ходу. Лучше заранее разработать сигналы руками для обозначения «старт», «стоп», «мощнее», и «слабее» вместо того, чтобы пытаться кричать через всю лодку.[29] X Источник информации
  7. Определите, насколько выпустить и закрепить трос на данном этапе. Прежде чем бросить якорь, определитесь, какой длины вы оставите якорный трос, или дректов , что вам понадобится, и затем на этом расстоянии завяжите крепительный узел. Термин длина вытравленной цепи относится к соотношению длины вашего дректова к расстоянию от носа до дна. Проверенным правилом является длина вытравления хотя бы 7:1 для веревочного дректова, или 5:1 для более тяжелого полностью цепного дректова. Увеличьте соотношение до 10:1 или более при штормовых погодных условиях, или если ваш якорь свободно отрывается от дна. Чем больше длина вытравленной цепи, тем ближе ваш дректов к горизонтальной плоскости и тем более устойчиво вы будете стоять на якоре.[30] X Источник информации
    • Измеряйте от носа, а не от поверхности воды. Если глубина воды 3 м, а нос находится на расстоянии 1,2 м от поверхности воды, то общая глубина 4,2 м. При обычном соотношении длины вытравленной цепи 7:1 понадобится 4,2 x 7 = 29,4 м дректова.
  8. Используйте только более короткую длину вытравленной цепи, чем указано, если вам нужно избежать дрейфа к препятствиям и невозможно найти подходящее место для стоянки с большим пространством. Не полагайтесь на короткую длину вытравленной цепи при резкой погоде или ночной стоянке.

Часть 3 из 3: бросание якоря

  1. Медленно опустите свой якорь по носовой части (передней части судна). Поначалу держите дректов крепко, чтобы помочь направить якорь, пока не почувствуете, что он достиг дна. Затем медленно разматывайте трос с той же скоростью, с какой двигается судно. Он должен лечь прямой линией по дну, а не сложиться кучей, которая может сильно запутаться.
    • Будьте осторожны, чтобы избежать попадания рук или ног в дректов, что может привести к серьезным травмам. Проинструктируйте пассажиров об опасности и держите детей и животных подальше от него.
  2. Никогда не бросайте якорь с кормы, только если на носовой части уже выброшен якорь и вам понадобилось дополнительное крепление. Крепление только с кормы может привести к опрокидыванию судна.
  3. После того, как 1/3 дректова выпущена, подтяните его и дайте судну выпрямиться. Судно, вероятно, повернется против течения или ветра по мере движения. После того, как вы выпустили примерно 1/3 общей длины дректова, которую вы решили использовать, вытяните его и ждите, пока лодка выправится. Это выпрямит выпущенный дректов и аккуратно установит якорь на дно.[32] X Источник информации
    • Если судно не выправилось, якорь дрейфует и тогда вы должны попробовать еще раз . Выберите другое место, если возможно.
  4. Продолжайте выпускать дректов и выправлять судно еще дважды. Ослабьте подпругу якорного троса и выпустите его, поскольку судно еще раз дрейфует назад. Подтяните его снова, как только размотаете в общей сложности 2/3 длины дректова. Дайте импульсу судну выправить его и установите якорь более надежно. Повторите эту процедуру еще раз, выпуская остаток длины дректова, которую вы определили необходимой при данных условиях.
  5. Привяжите трос вокруг носовой утки. Плотно обмотайте дректов вокруг носовой утки. Подергайте его, чтобы проверить, что якорь установлен, хотя знайте, что понадобится дальнейшая регулировка, как описано ниже. Если это не так, вам придется повторить процесс. Попробуйте поискать другое место с лучшими условиями.
  6. Проверьте, что вы закрепили якорь с помощью опорных точек. Сначала найдите два недвижимых объекта на берегу и заметьте их расположение относительно друг друга со своей точки зрения (к примеру, дерево перед маяком, или два валуна, отстоящих друг от друга на ширину большого пальца, если держать ладони вытянутыми на длину руки). Дайте сигнал рулевому аккуратно включить двигатель в обратном направлении, пока дректов не выпрямится, затем сигнализируйте вернуться в нейтральное положение. Судно должно дрейфовать назад в стационарное положение, при котором два объекта, которые вы приметили, остались точно в таком же положении относительно друг друга.[33] X Источник информации [34] X Источник информации
    • Если эти два объекта оказались в другом положении. и вы остались стоять на том же месте во время этой процедуры, значит, вы не встали на якорь и нужно повторить снова.
  7. Используйте двигатель, чтобы окончательно прочно установить якорь. Это называется задерживанием якоря, и это более прочно прижимает якорь ко дну. Пусть рулевой старается давать задний ход, пока дректов не выпрямится, затем заглушите двигатель.
    • Снова проверьте свои координаты, как рулевой сделает это, чтобы убедиться, что якорь не тянется свободно по дну.
  8. Регулярно проверяйте местоположение по компасу. Измеряйте местоположение нескольких объектов вокруг вас и отмечайте их в своем журнале. Сделайте это сразу после того, как встали на якорь и спустя 15-20 минут, чтобы убедиться, что поставили якорь правильно.[35] X Источник информации Продолжайте проверять каждый час или несколько часов, в зависимости от того, сколько времени вы будете стоять на якоре.
    • Системы навигации GPS часто имеют настройку сигнала, который предупредит вас, что вы дрейфуете.[36] X Источник информации
  9. Для ночных или других продолжительных стоянок заранее организуйте дежурство по наблюдению за якорем, чтобы члены экипажа по очереди проверяли его, для того чтобы убедиться, что вы не дрейфуете.

Якорные конструкции: назначение, тип

По назначению корабельные якоря бывают:

  • Вспомогательные: анкеры, верпы, дреки, кошки, ледовые. Роль вспомогательных якорей – помогать становым в определённых ситуациях: при посадке и высадке пассажиров, погрузке и выгрузке, для снятия судна с мели, удержания судна у кромки ледового поля.
  • Становые: на каждом судне их должно быть 3 (2 в клюзах, 1 – на палубе).

По способу забора грунта делятся на две группы.

В одну группу входят якоря, которые забирают грунт (т. е. зарываются в него) одной лапой. В первую очередь сюда относят адмиралтейский якорь.

В другую группу объединены якоря, забирающие грунт двумя лапами: якоря Холла, Байерса, Болдта, Грузона-Хейна, Матросова.

Становые якоря должны соответствовать следующим критериям:

  • прочность;
  • быстрая отдача;
  • хороший забор грунта;
  • лёгкое отделение от грунта при подъёме;
  • удобный крепёж в положении «по-походному».

Один из самых важных критериев — большая держащая сила, то есть максимальное усилие, измеряемое в килограммах, при воздействии которого якорь не выйдет из грунта и сможет удержать судно «на привязи».

Элементы якорного устройства

На судне необходимы как минимум одно якорное устройство на носу. В его состав входят:

  • Якорь.
  • Якорные цепи.
  • Клюзы.
  • Якорные лебедки и брашпили.
  • Крепления к корпусу судна.

Якоря подразделяются на становые и вспомогательные. Задача станового якоря – удержать судно на одном месте после отдачи. Но он не препятствует перемещению вокруг этой точки. Окончательно фиксируют корабль вспомогательные якоря, отданные с кормы.

Их называют стоп-анкерами, чей вес не превышает трети станового якоря. Еще легче и меньше – верпы, еще вдвое легче. Самые маленькие и легкие – четырехлапые кошки, обязательная принадлежность любой лодки. Ими же ищут и поднимают упавших за борт предметы.

Якорь-«адмирал»

Адмиралтейский якорь по праву можно считать ветераном среди корабельных якорей. Это едва ли не единственный представитель конструкций, имеющих шток. Несмотря на то что на смену ему пришли более современные и надёжные модели, он по-прежнему выполняет свою судовую роль во флоте. Это объясняется универсальностью конструкции.

Проверенное столетиями строение адмиралтейского якоря лаконично: неподвижные лапы и рога отлиты или выкованы вместе с веретеном и составляют с ним единое целое, без дополнительных механических элементов. Шток – деревянный или металлический. Его задача – помогать быстрому забору грунта и правильному ориентированию якоря, цепляющегося за дно.

Сама конструкция компактно складывается: шток укладывается вдоль веретена, а в современных моделях могут складываться и лапы. Это упрощает хранение и транспортировку якоря во время морского похода.

К преимуществам относится и большая держащая сила (её коэффициент равен 10-12), которая выше, чем у многих «собратьев» с таким же весом.

«Адмирал» способен справиться с любым грунтом: ему не страшны ни крупные камни, среди которых нередко застревают его «коллеги», ни коварная податливость ила, ни толща подводных водорослей.

К недостаткам флотского старожила можно отнести громоздкость и объёмность, трудоёмкость в обращении – это приводит к тому, что его хлопотно крепить в походное положение и нельзя быстро отдать. Якорь выковывают из железа с предъявлением жёстких требований к качеству материала и изготовления – это приводит к его высокой стоимости.

Шток зачастую выходит из строя: железный гнётся, а деревянный повреждают моллюски, он хрупок и недолговечен.

При погружении в грунт одна лапа торчит, представляя на мелководье угрозу для судов, а за выступающий над грунтом рог может зацепиться и запутаться якорная цепь.

Якорь Холла

В 1988 году англичанином Холлом был запатентован якорь, названный его именем. Этот якорь тоже считается флотским ветераном, только бесштоковым. Конструкция состоит из веретена и двух лап, отлитых вместе с коробкой.

Лапы в этой конструкции необычны: имеют плоскую форму, качаются и могут поворачиваться на оси.

Коробка и лапы утяжелены приливами с утолщениями в виде лопаток. Их задача – поворачивать лапы, заставляя их уходить в грунт на глубину, которая может в 4 раза превышать длину самих лап. Это особенно важно, если грунт слабый и необходимо сильно заглубиться, чтобы достичь прочного основания.

Неоспоримыми плюсами якоря Холла считаются достаточно большая держащая сила, быстрая отдача (его можно отдавать на ходу, причём, такой способ отдачи даже помогает максимально заглубить лапы) и удобная уборка в клюз.

На мелководье он не опасен для других судов, так как лапы плашмя лежат на грунте, запутывание якорной цепи или каната вокруг лап исключено.

К минусам конструкции относят ненадежность крепления якоря на разнородном по составу грунте при возникновении вращающего момента или во время стоянки на открытом рейде при изменении направления ветра или сильном течении, когда якорь начинает ползти рывками. В этом случае при сильном рывке якорь выскакивает из грунта, а затем вновь углубляется благодаря лопатам, которые успевают нагрести бугор из грунта. Это объясняется слишком большим расстоянием между лапами. Кроме того, шарнирную коробку может заклинивать, когда в неё набирается песок или мелкая галька.

При втягивании в клюз при уборке якоря лапы не всегда могут самостоятельно принять необходимое положение из-за не очень удачного расположения центра тяжести.

Якоря для яхт

Адмиралтейский якорь на яхтах встречается сегодня редко. Для них он крайне неудобен. Якорь Холла тоже слишком тяжел. Зато якорь Матросова нашел самое широкое применение. Он компактен, отлично держит на сложных грунтах и легко убирается. Все чаще на яхтах используются якоря новых конструкций.

Якорь Дэнфорта

Лапы плоские и максимально сближены. Нижняя часть веретена удлинена и оснащена штоком. После отдачи якорь протыкает мягкую поверхность грунта и уходит на глубину до твердого слоя. Его держащая сила в 50 раз больше собственной массу. Якорь Дэнфорда высокоэффективен на песчаных грунтах, но на гальке и камнях держит плохо. Недостаток – возможность излишнего погружения в грунт и, как следствие, сложность подъема, особенно вручную.

Якорь-кошка

Самая распространенная конструкция якоря на небольших судах, вплоть до надувных лодок и байдарок. Четыре лапы складывают к веретену и приводят в рабочее положение перед употреблением. На илистом и каменистом грунте он держит плохо. Зато кошка незаменима в замусоренных акваториях потому что отлично держит и легко освобождается благодаря упругости рогов.

Якорь-плуг

Две независимые части данного якоря при движении по дну глубоко уходят в грунт и надежно держат даже при развороте яхты вокруг своей оси. Якорь компактен и немного весит, поэтому особенно популярен среди яхтсменов.

Якорь Матросова

Этот якорь является одной из наиболее современных конструкций с повышенной держащей силой. Созданный советским инженером И. Р. Матросовым в 1946 году, он вобрал в себя достоинства и устранил недостатки, присущие лапам двух типов якорей: с неподвижными лапами (таких как адмиралтейский) и с поворотными (якорь Холла).

Конструкция якоря такова: веретено, лапы, боковые штоки, якорная скоба.

В системе Матросова широкие поворотные лапы почти вплотную приближены к веретену и находятся настолько близко друг от друга, что во время зарывания в грунт начинают работать, как одна большая лапа. Площадь каждой из них больше, чем в других якорных конструкциях. Вместе с лапами отлит шток с боковыми приливами. Шток смещён вверх по отношению к оси вращения веретена. Его задача – защитить якорь от опрокидывания и увеличить держащую силу, погружаясь в грунт вместе с лапами.

Достоинствами конструкции являются устойчивость при волочении по грунту, большая удерживающая сила даже на мягких песчано-илистых грунтах и в камнях, сравнительно небольшой вес и удобство втягивания в клюз во время уборки. При развороте судна на 3600 держится уверенно.

Есть у конструкции и свои недостатки. На плотном грунте на начальном этапе заглубления якорь неустойчив. Если лапы вывернулись из грунта, повторно они в грунт не входят, и якорь продолжает ползти. Пространство между лапами у веретена настолько узкое, что часто забивается грунтом – это не даёт лапам возможности свободно отклоняться.

Виды якорей и их применение

Существует много легенд о необыкновенных свойствах разных конструкций якорей. Насколько они правдоподобны? Какой из известных якорей выбрать? Рассмотрим наиболее популярные виды якорей, их достоинства и недостатки, однако необходимо понимать, что универсальных рекомендаций быть не может.

Адмиралтейский якорь наиболее приспособлен ко всем видам грунта, хотя и не обладает самой большой удерживающей силой, поскольку, в отличие от других конструкций, цепляется за дно не двумя, а только одной лапой.

Якорь Холла — веками проверенная классика. Разработанный англичанином Холлом, он являлся лидером по скорости зацепа за грунт и был наиболее распространен в XX веке. Правда, сейчас его постепенно вытесняют более совершенные конструкции. Для надежной фиксации данный якорь отдают с ходу. При его движении на канате по дну лапы поворачиваются книзу, при этом происходит надежный захват грунта. Якорь Холла, как правило, бывает сделан из чугуна. По его принципу изготавливают множество аналогов, однако не все из них стоит использовать.

Не слишком часто, но все же он встречается в продаже. Хорош тем, что имеет держащую силу до 25 кг на каждый килограмм собственной массы. Правильно подобранные геометрия, конструкция и масса якоря гарантируют хорошее заглубление при любом варианте падения на грунт, но лучшие результаты он показывает на мягких грунтах. Его геометрия подходит для размещения на больших катерах водоизмещением свыше 3000 кг, оснащенных электромеханической якорной лебедкой. Постановка такого якоря предполагает обязательное наличие буйрепа. Но с извлечением часто возникают проблемы. Использовать его на маломерных судах нецелесообразно.

Еще одна распространенная категория якорей, которая, хотя и не относится к «признанному типу»», все же имеет право на существование. В маломерном флоте этот якорь получил весьма большое распространение, поскольку является самым компактным и подходит практически для любых грунтов. Он легко складывается и занимает мало места при транспортировке, но на этом его достоинства заканчиваются. Его можно рассматривать только в качестве вспомогательного из-за небольшой держащей силы. С ним удобно якориться за берег, заросший камышом, с успехом его можно использовать для траления при поиске утопленных снастей, но в качестве надежного основного якоря, тем более на течении, применять нельзя. Изготавливается из чугуна или стали и, как правило, бывает оцинкован. Складывающиеся лопасти легко раскладываются, однако этим якорем можно повредить надувную лодку. В торговой сети предлагаются якоря массой от 1,5 до 12 кг с дискретностью 0,5 кг. Для лодок водоизмещением 200-400 кг достаточно якоря-кошки массой 4-5 кг.

Производство

Якорь Матросова выпускается в двух вариантах:

  • сварной (сварная лапа)
  • литой полновесный (литая лапа)

Технический стандарт для якоря Матросова — ГОСТ 8497-78. Он применяется для якорей, которые используют на надводных судах, кораблях и плавсредствах внутреннего плавания.

Технические характеристики и параметры определяются массой (весом якоря)

Литой якорь

Литые якоря Матросова изготавливают массой от 25 до 1500 кг.

Их, как правило, отливают из чугуна и покрывают анодным напылением или краской.

Якорь Матросова литой в опытном варианте с успехом был опробован на морских промысловых судах в эксплуатационных условиях. Преимущества его перед якорем Холла оказались бесспорными.

А какой лучше?

Учитывая большое разнообразие корабельных якорей, невозможно ответить однозначно на вопрос о том, какая конструкция лучше.

Однако многочисленные испытания на определение величины держащей силы на различных типах грунта показали, что якорь Матросова в 4 раза превосходит адмиралтейский и Холла при равной массе.

Якорь эффективен для использования на судах внутреннего плавания, речных судов, катеров и яхт. На судах морского флота практикуется его использование в роли вспомогательного.

Назначение

Якорь – конструкция, изготовленная методом ковки, литья или сварки, предназначенная удерживать судно на месте за счет крепления за грунт, соединенная с судном цепью или тросом. Удерживается корабль на месте за счет держащей силы (ДС) – это сила, не дающая якорю вырваться из морского грунта, переместиться. Эффективность конструкции оценивается коэффициентом этой силы, рассчитываемый, как отношение ДС к весу якоря, т.е во сколько раз сила превышает собственный якорный вес.

Ссылка на основную публикацию
Похожее