Описание лодки «Сарепта с рубкой»

Лодка Сарепта подходит для путешествий на далекое расстояние, обычных прогулок, туризма, служебных поездок, дайвинга и охоты. Это настоящая находка для водных спасателей и морских служб, так как сочетает в себе все необходимые для этих целей качества. Основные отличия — съемная жесткая рубка, имеющая способность сдвигаться в сторону кормы, и тримаранные обводы. Есть возможность применять ее для буксировки водных лыжников.

Имеет отличную степень мореходности. Превосходно переносит 3–бальный шторм и волну до 75 см. Разрешен выход в морскую и речную акватории, водохранилища, озера. Рассчитана на два ПМ с суммарной мощностью до 50 л. с. Однако, хорошо ездит с одним мощным двигателем. Вмещает в себя до 6 человек.

Достоинства

  • Прочный корпус выполнен из алюминиево–магниевого сплава, который характеризуется долговечностью, легко сваривается и устойчив к коррозии. Металл усилен на днище и в носу
  • Большинство швов сварные. Клепка применяется по–минимуму. Это сводит почти к нулю корродирование корпуса
  • Обводы созданы таким образом, что судно не боится штормовой погоды, волн высотой 2–3 метра и всходит на них вместо того, чтобы зарыться носом
  • Грузоподъемность моторной лодки типа Сарепта оправдывает его туристическое предназначение. Путешествующие могут не только разместить достаточное количество клади, но и с комфортом разместиться сами
  • Система комфорта устроена на высоком уровне, по сравнению с многими моделями подобного типа. Много сидячих мест, рундуков. Тент для защиты от солнца или непогоды, трап для спуска в воду и много других мелочей свидетельствуют о заботе разработчиков тримарана о будущих его владельцах
  • Рубка — спорный элемент. Ее плюс в том, что пассажиры спрятаны от брызг, бушующей воды, холодного ветра. Ее можно оставить на берегу или сдвинуть примерно на 40 см назад. Она также не будет лишней при ночевке в пути
  • Широкий верх рамки лобового стекла удобен для того, чтобы устанавливать на нем ходовые огни, фароискатели и многое другое
  • Транец практически «неубиваемый», так как усилен при конструировании не только дубовой доской, но также прикреплен к бортам, кормовой переборке и продольному набору

Корпус

Корпус лодки выполнен из алюминиево-магниевого сплава. Толщина листов днища составила 2 мм, толщина бортов — 1,5 мм. Стыковка элементов корпуса лодки производилась методом сварки, что позволяло отказаться от частого технического обслуживания судна. Конструкторы оставили лишь несколько клепаных соединений.

Прочность корпуса достигается выштампованными ребрами жесткости и набором из 7 шпангоутов. В качестве транца использовалась дубовая доска. Транец изготовлен из расчета крепления двух подвесных лодочных моторов суммарной мощностью 50 л.с.

Блоки плавучести располагались по всему корпусу лодки. Оклеенные пенопластовые блоки находятся под бортами и под палубой и обеспечивают нахождение лодки на поверхности воды даже будучи полностью залитой водой.

Недостатки

  • Согласно отзывам, в первую очередь начинаются протечки в области скуловых обводов. Это как раз места, принимающие на себя силовое воздействие волн
  • При волнении на скорости присутствует жесткость хода. Причина в недостаточной килеватости
  • Также, сдвижная крыша может привести к получению травмы из–за неосторожного обращения или невнимательности
  • Есть жалобы, что при волнении 20–40 см ходовые качества значительно ухудшаются
  • С нее неудобно рыбачить, так как при отодвинутой рубке не хватает места для манипуляций с удочкой
  • Боковые кресла около стенок вмонтированы так, что пассажиры сидят лицом друг ко другу. Это не всегда удобно. Решить этот нюанс поможет установка других сидений

Фото лодки Сарепта:

История и цели создания

Проектировка и создание тримарана Сарепта были продиктованы необходимостью в плавсредстве, сочетающем в себе определенные характеристики.

  • Остойчивость, позволяющая повысить мореходность до высокого уровня. Так расширяются возможности глиссера и цели эксплуатации. Например, аквалангисты используют его в качестве базы
  • Комфортные условия для длительного пребывания или проживания на моторке: уютная каюта, раскладной трап, якорь, ниши и панели для личных вещей, вместительные багажники и рундуки, спальное место и удобный тент. С таким оборудованием поездки будут приятными в любую погоду. Причем, нести патрульную службу в такой модели гораздо лучше, чем в открытой
  • Легкость выхода в глисс
  • Производство происходило, основываясь на расчете установки двух ПМ
  • Стандартные требования для всех советских суден: прочность, надежность, качественность

Видео лодки Сарепта:

Реализовал проект и спустил с конвейера моторную лодку именуемую Сарепта Волгоградский судостроительный завод. Название катер позаимствовал у поселка, в котором и находился ВСЗ. Разработка идеи и воплощение начались в 1971—1972 годах, был проведен ряд испытаний, доказавших жизнеспособность плавсредства. В перечне типов прогулочных суден данной версии присвоен Тип 6.

Первые выпуски имели заводской дефект: некрасивое деформирование металла в месте швов. Бракованные экземпляры были изъяты с прилавков магазинов, но часть уже успели раскупить. Недостаток этот скорее косметический, на качество изготавливаемых моделей влияния не имел. Производственная линия была прекращена в 1981 по причине угасания массовой судостроительной промышленности.

Общие сведения

Лодка «Сарепта» была разработана на Волгоградском судостроительном заводе в 1972 году. Производство лодки было продиктовано необходимостью создания туристической лодки для длительных прогулок. На Сарупту предполагалось возложить еще много функций, среди которых буксировщик воднолыжников, база для аквалангистов, служебно-разъездной катер, спасательное или патрульное судно. Возможность использования лодки в рабочих целях, накладывало определенные требования к качеству производства. Лодка оказалась востребованной и популярной по нескольким причинам, среди которых была и ее надежность, выражающаяся в относительной устойчивости к агрессивной морской воде, надежности соединений корпуса и толщине бортов и днища.

«Сарепта» имела еще ряд преимуществ перед выпускавшимися в то же время своими «одноклассниками». На этой лодке устанавливалась рубка, которая могла быть сдвинута назад, образуя открытый кокпит над постом управления. Эта рубка могла без особых усилий быть оставлена на берегу, при необходимости похода с полностью открытым кокпитом. В лодке разработчики смогли совместить и тримаранные обводы и килеватое днище. Благодаря такому корпусу, Сарепта имела приличные мореходные качества для своих размеров.

Таблица характеристик

Длина наибольшая, м 4,65
Ширина наибольшая, м 1,6
Ширина транца по скуле, м 1,3
Высота борта на миделе, м 0,75
Высота транца, м 0,4
Высота габаритная, м 1,45
Угол килеватости днища на транце 8,5°
Масса со снаряжением и оборудованием без двигателя, кг 235
Грузоподъемность, кг 450
Пассажировместимость, чел. 6
Допустимая мощность ПМ, л. с. 50
Материал АМг
Технология соединения сварка
Проектант и изготовитель Волгоградский судостроительный завод

Внешний вид и особенности конструкции

Корпус

Мотосудно оснащено обводами типа тримаран с плоско–килеватым строением дна. Что это значит? В носовой части основной корпус имеет форму глубокого V, а по бокам от него выштампованы спонсоны. Они предназначены для того, чтобы увеличить стояночную и ходовую остойчивость, а также исключить появление рыскливости на полной скорости. При возникновении крена они создают восстанавливающий момент.

Спонсоны не имеют скоса с наружной поверхности, ближе к корме сходят на нет, и дно становится ровным. Есть небольшой развал обоих бортов, достигающий 10 градусов. Благодаря килеватому днищу в корме и развалу плавсредство устойчиво при маневрах и на поворотах. Угол килеватости 8,5 градусов наблюдается не по всей длине глиссера, а лишь на 2/3 от рецесса.

Сплав АМг, из которого сделана обшивка, хорош тем, что соединение корпусных элементов выполняется методом сварки. Тем самым сводится к минимуму количество соединений с заклепками, более недолговечных и трудозатратных в эксплуатации. Клепка использовалась в паре труднодоступных мест. Способ обшивки заключался в том, что листы из металла сразу разворачивались на плоскую поверхность и их не нужно было гнуть или пропускать через штамповочный пресс.

Толщина алюминиевых листов изменяется в зависимости от месторасположения:

корпус мм
корма 2,5
днище 2
палуба 1,5
борт 1,5

Для жесткости корпуса использовались выштампованные ребра бортов и запалубленной поверхности, продольные отзиговки сверху и по бокам каюты. Боковые стенки кокпита высокие, поэтому брызги не досаждают пассажирам. Поперечный набор состоит из 7 шпангоутов. Форпик достаточно широкий, чтоб вода не попадала через него в обитаемое пространство. В нем находится багажный отсек с большим люком на шарнирах, отделенный водонепроницаемой перегородкой.

Транец

Инженеры изначально создавали конструкцию транца, как усиленный элемент, выдерживающий установку двух двигателей одновременно. Соответственно, технические характеристики и габариты реализуют надежность и прочность данного элемента.Он сделан в виде ровной стенки, приваренной к корпусу без завалов вовнутрь или наружу. Возвышается над водной гладью на высоте от 30 до 50 см.

Подмоторная плита не из привычной бакелитовой фанеры, а «вечная» доска из дуба. Толщина 1—3 см позволяет переносить увеличенную нагрузку на эту часть. Мотор «насаживается» сверху при помощи скоб и фиксируется винтами. Для более жесткого крепления транец прикреплен к бортовым поверхностям боковинами рецесса, к продольному набору — бракет–кницами. Доска усилена металлическими уголками.

Кокпит

Обитаемое пространство имеет непривычную для отечественных суден планировку. Большая его часть защищена рубкой, монтированной на направляющих полозьях. Во время рыбалки или в жаркую погоду ее легко сдвинуть, примерно сантиметров на 40. Также в таком положении можно управлять лодкой стоя — правильное решение в условиях плохой видимости или при неспокойной воде.

Минус в том, что потолок низковат для взрослого мужчины. Вместе с тем, по свидетельствам владельцев модели, вода в шторм перекатывается через съемную конструкцию, однако из–за герметичных прокладок по всем ее стыкам в середину не попадает. Поэтому она незаменима в морских путешествиях и служебных выездах. При желании облегчить моторку надбортная рубочная надставка снимается совсем и оставляется на суше.

Панель управления расположена у лобового панорамного стекла. Включает в себя стандартный набор и отлично функционирует независимо от положения водителя. Ветрозащитное стекло является цельным, сделано из плексигласа толщиной 5 мм. По краям проложена уплотнительная лента. Есть внушительный запас ниш для вещей, полочки, рундук и багажные отсеки.

Высота борта на миделе достаточная для того, чтобы пассажирам не досаждали брызги. Установка тента производится с задней стороны рубки. Таким образом получается почти герметичная каюта с доступом к корме, если расстегнуть застежку тканевой накидки. Монтируется при использовании тентовых дуг.

Описание лодки «Сарепта с рубкой»

Общие сведения Разработкой проекта моторной лодки «Сарепта» занимался Волгоградский судостроительный завод. Производство данной модели продиктовано необходимостью в туристической мотолодке для продолжительных прогулок на воде. Однако разработчики стремились наделить мотолодку и другими функциями, такими как буксировка воднолыжников, служебно-разъездное судно, база для аквалангистов, патрульный или спасательный катер. Конечно, подобное использование лодки накладывало специфические требования к технологии производства. Мотолодка «Сарепта» оказалась весьма популярной благодаря нескольким преимуществам: надежности, которая выражалась к воздействию морской воды, а также качественной сборки корпуса и толщине, как днища, так и бортов. Мотолодка «Сарепта» обладала рядом достоинств перед иными моделями лодок того времени. Например, данная лодка была оборудована сдвижной рубкой, которую можно было сдвинуть назад, при этом формировался открытый кокпит над местом управления. Также при необходимости можно без особых усилий оставить рубку на берегу, если условия похода требовали полностью открытый кокпит. Следует отметить, что разработчиком удалось успешно совместить килеватное днище и тримаранные обводы. Благодаря этой особенности корпуса, мотолодка «Сарепта» обладала отличными мореходными качествами.

Корпус Производство корпуса лодки осуществлялось из алюминиево-магниевого сплава. Днище имело толщину 2 мм, борта — 1,5 мм. Соединение корпусных элементов осуществлялось сварочным способом, что давало возможность сократить количество технического обслуживания. Разработчики лодки оставили минимальное число клепаных соединений. Для прочности корпуса использовались выштампованный ребра жесткости, а также набор из 7 шпангоутов. Для транца применялась доска из дуба, и его производство происходило, основываясь на расчете установки двух ПЛМ, которые имели суммарную мощность до 50 л.с. Непотопляемость обеспечивали блоки плавучести, расположившиеся по периметру всего корпуса. Кроме того, оклеенные блоки из пенопласта установлены под палубой и бортами, что обеспечивает нахождение судна на поверхности воды даже в том случае, если оно будет полностью затоплено водой.

Кокпит Как было отмечено выше, лодка «Сарепта» имеет комбинированное внутреннее пространство, в зависимости от предпочтений владельца. Данная модель комплектовалась рубкой, при необходимости сдвигающейся назад, при этом образовывая открытую часть кокпита на месте переднего и рулевого членов экипажа. Кроме того, рубка мотолодки «Сарепта» могла полностью быть снята, что предоставляло члена команды полностью открытое пространство кокпита. В остальном компоновка данной лодки представляла собой автомобильную, с остеклением на всю ширину корпуса. Необходимо отметить, что установленное стекло является цельным и изогнутым. Также благодаря плоским и широким бортам заход через носовую палубу в кокпит был достаточно удобным. Рубка комплектовалась тентом, который образовывал закрытое пространство в виде каюты. Диваны и сиденья раскладывались в спальные места, где вполне комфортно могли расположиться до трех человек. Продольные диваны моторной лодки «Сарепта» закрывают под собой рундуки. Также откинув кормовой диван, можно получить доступ в отсеки, которые предназначены для баков с топливом.

Мореходные качества Использование мотолодки «Сарепта» в качестве служебного судна, заставило производителя подойти к мореходным качествам данной лодки весьма серьезно. Тримаранные обводы наделяют «Сарепту» отличной стояночной остойчивостью. Кроме того, необходимо отметить, что и ходовые качества у этой модели на высоте. Мотолодка прекрасно справляется с довольно сильным волнением. При максимально допустимых ПЛМ мощностью 50 л.с., судно способно разогнать скорость до 45 км/ч.

Схема

Оборудование и комплектация

Комплект снабжения, поставляемого вместе с мотосудном, состоял из следующих предметов:

  • катер
  • надбортная рубочная надставка
  • ветровое стекло
  • сиденья
  • слани
  • дельные вещи
  • плавучие блоки
  • тент с амортизаторами
  • ДУ двигателем «Вихрь»
  • забортный трап
  • 2 весла
  • стеклоочиститель на ручном управлении
  • черпак
  • ремонтная аптечка
  • линь спасательный
  • кошма пожарная
  • документы
  • запасные детали

Обитаемость

В плавсредстве удобно располагаются 6 пассажиров. Перед торпедой находятся 2 кресла для капитана и еще одного человека. Среди пользователей есть жалобы, что они низкие и сидеть не очень удобно. Исправить это нельзя, так как кабина не дает дополнительной высоты. Под ними есть небольшие ящики для мелочей или мелких инструментов. За передними местами впритык стоят продольные диваны моторной лодки. Они же — вместительные рундуки. На планшире над ними прикреплены спинки, начиненные поролоном. Также откинув кормовой диван можно увидеть большой короб. В нем открывается доступ к топливным емкостям. Как правило, помещается 2 канистры по 20 литров.

Для удобного устройства на ночлег двух или трех обитателей сиденья легко трансформируются в просторное место для сна. Применение рубки позволило отказаться от ночевок на берегу. Полог образует своеобразную каюту, не пропускающую шум, ветер, холод и влагу. Многообразие мест для хранения обусловлено необходимостью в туристической составляющей большей части выходов на водоемы. В запалубленом форпике есть носовой багажник с большим люком, изолированный от кокпита водонепроницаемой переборкой. В стенках встроены 4 ниши, под торпедой есть бардачок. Имеется даже отсек для якоря.

Верх комфорта — трап, который умеет раскладываться. Владельцам данной версии не нужно совершать лишних движений, перепрыгивать через воду на берег, придумывать приспособления для того, чтобы попасть в мотосудно после купания. Достаточно воспользоваться трапом. На верхней рамке лобового стекла много места для дополнительного оборудования. Проблемы с видимостью решает стеклоочиститель в комплекте с зеркалом заднего вида.

Непотопляемость

Непотопляемость мотосудна необычайно высокая. Из–за тримаранной формы обводов глиссер чрезвычайно остойчив, что исключает появление крена, его заваливание или переворачивание. Пассажир может не бояться взбираться с боковой стороны, если находился в воде. 4 человека, сидящие с одного края, не спровоцируют зачерпывание или опрокидывание моторки.

Пенопластовые блоки проклеены миткалевой тканью и расположены по периметру всего корпуса, а также распределены под пайолами и в боковых стенках. При этом конструкторы поместили их в специальные защитные кожухи из металла. Это обеспечивает нахождение судна на поверхности воды даже в затопленном виде, с запасом плавучести 110 кг. В случае, когда вода попадает в транцевый отсек, откачать ее возможно дистанционно помпой. В рецессе для слива используется шпигат.

Конструкция корпуса

Корпус рассматриваемой лодки изготовлен из сплава алюминия и магния. Толщина донной части составляет два миллиметра, при аналогичном показателе бортов на полмиллиметра тоньше. Детали корпуса между собой соединены сварочным методом, что позволило облегчить техническое обслуживание и свести к минимуму клепаные участки.

image

Катер «Сарепта» оснащен ребрами жесткости и комплектом шпангоутов, которые дополнительно укрепляют корпус. Транец изготовлен из дубовой доски и приспособлен для крепления пары моторов, общей мощностью 50 лошадиных сил. Плавучесть судна обеспечивается специальными блоками, размещенными по всему периметру. Дополнительно устанавливаются пенопластовые элементы под бортами и палубой. Подобная конструкция позволяет находиться плавательному средству на поверхности воды даже при полной затопляемости.

Ходовые качества

Эта модель имеет отличные ходовые характеристики. Спонсоны сохраняют остойчивость даже в неспокойную погоду, всхожесть на волну и убирают явление зарыскивания. Благодаря широким и плоским бортам заход на форпик не составит труда. Диаметр циркуляции катера при включении полной мощности двигателей почти вдвое превышает его длину. Приятный момент — очень редко наблюдается дельфинирование. Владельцам нравится устойчивость на курсе.

В результате удачного сочетания килеватости, брызгоотбойников и формы днища мотолодка развивает при 20–сильном ПМ 38 км/ч с водителем и с 4 обитателями — 28 км/ч . Территория плавания не ограничена вследствие превосходного уровня мореходности, следует лишь следить, чтоб был уровень волны до 75 см. Экономичный вариант по мнению экспертов — один 30–сильный отечественный ПМ.

Кокпит

Внутреннее пространство в лодке, как уже отмечалось выше, комбинировалось по усмотрению пользователя. «Сарепта» комплектовалась рубкой, которая могла сдвигаться назад, образуя часть открытого кокпита на уровне места рулевого и переднего пассажира. Также рубка могла быть полностью снята с лодки и оставлена на берегу, предоставляя членам команды просторный и полностью открытый кокпит.

Компоновка несъемных частей — классическая автомобильная, с ветровым стеклом во всю ширину корпуса. Стоит отметить, что ветровое стекло на «Сарепте» было цельным и изогнутым, как на современных автомобилях. Заход в кокпит через носовую палубу был облегчен благодаря широким и плоским бортам. Рубка дополнялась тентом, образующим закрытое помещение в виде полноценной каюты. Сиденья и диваны трансформируются в спальные места, на которых вполне могут разместиться до трех взрослых людей. Продольны диваны скрывают под собой сухие рундуки. Кормовой диван, при откидывании сиденья предоставляет доступ в отсеки для топливных баков.

Таблица скоростей

Наименование ПМ Количество моторов Загрузка, кг Скорость, км/ч
Honda BF50 1 250 51
Johnson 50 1 120 53
Mercury F40 1 300 51
Mercury F50 1 150 54
Tohatsu 40 1,85 1 400 48
Tohatsu 50 1,85 1 120 49–55
Yamaha 40 2,0 1 120 47–55
Вихрь-20 1 Вихрь-25 37
Вихрь-30 1 100 42
Нептун-23 2 100 47

Под мотором

В процессе разработки проекта инженеры серьезно подошли к улучшению характеристик системы двигателей. Испытания показали, что эксплуатация «Сарепты» с одним «Вихрем–30» на 22кВт использует меньше всего горючего. Две пары человек выйдут в глисс уже при 30 км/ч. Менее мощный «Вихрь» с 14,7 кВт с паре с винтом, шаг которого 240–264 мм, выйдет на глиссаж с тремя пассажирами.

Спарка «Вихрь–М» по 18,4 кВт повезет 4 чел. при 46 км/ч и потратит топлива 0,62 л/км. В ходе подготовки к Всесоюзным мотогонкам были использованы двухлопастные гребные винты диаметром 230мм. Как результат, с нагрузкой с двумя участниками соревнований при мощности мотора 20 сил катер достиг наилучшую скорость с полной загрузкой — 53,3 км/ч.

Эксплуатация

Алюминиевые моторные лодки «Сарепта» являются отличным средством передвижения для длительного туризма, патрулирования, служебных заданий, а также в качестве буксира воднолыжников, аквалангистов.

Допускается эксплуатация судна в пресной и соленой воде при высоте волны до 750 миллиметров. Рассмотрим основные лодочные моторы, которые чаще всего используются:

  1. «Вихрь-30» – экономичный вариант, при мощности в 22 киловатта обеспечивает устойчивое глиссирование со скоростью до 30 километров в час (с четырьмя человеками на борту). Топливо расходуется при этом в объеме 0.37 литра на километр.
  2. «Вихрь» мощностью 14,7 кВт – используется в комбинации с гребным винтом, шаг которого составляет 240-260 мм. Оптимально судно глиссирует с двумя или тремя пассажирами.
  3. Пара двигателей «Вихрь-М» обеспечивает скорость с пятью человеками на борту до 47 км/ч. Расход топлива составляет около 0,65 л/км, используются штатные винты 24*30 сантиметров.
  4. Два мотора «Нептун-23» интегрируются с двухлопастными винтами диаметром 230 миллиметров. Показатель скорости в такой комплектации составляет 55 км/ч.

В заключение можно отметить, что лодка «Сарепта», тюнинг которой можно сделать своими руками, считается одной из самых удачных разработок советских судостроителей. До сих пор судно пользуется успехом благодаря надежности, практичности и многофункциональности.

Ссылка на основную публикацию
Похожее