История ремесла
Плетение, как ремесло имеет долгую историю и возникло оно раньше, чем металло- и деревообработка. Оно уходит своими корнями к эпохе неолита, или каменного века, в этот период в разных частях света человек начал изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты.
Корзинки, центр народных ремёсел «Вятка»
С помощью плетения строились стены домов. По одной из версий плетение явилось прародителем ткачества. Люди начали плести из доступных природных материалов ещё когда у них не было оборудования и инструментов для создания более сложных предметов для жизни и хозяйства.
Выбор материалов и инструментов
Для изготовления различных поделок из бересты лучше всего брать ее на вырубке леса, где прокладывают дорогу. Со срубленного или спиленного дерева можно легко снять кору не только с верхней, но и с нижней части ствола. Береста должна быть ровной и гладкой, без утолщений и наплывов. Самая лучшая кора получается из берез, которые растут в смешанных лесах. Совершенно не пригоден для работы материал, взятый в заболоченных местностях.
Белоснежная береста отделяется очень просто и инструментом для этого является обычный острый нож. Для достаточно крупных изделий березовую кору снимают лентой и пластами. Наружную сторону тщательно зачищают при помощи ножа или шкурки и освобождают от мха и наросших грибков. Внутреннюю сторону нужно зачистить от остатков коричневой коры и протереть влажной тряпкой. Для изготовления крупных изделий подходит даже самая толстая береста, а для небольших ее нужно распарить и разобрать на несколько слоев руками без использования дополнительных инструментов.
Для работы потребуются ножницы, круглое шило, линейки, скрепки.
Интересное о березе
Береза испокон веков, была символикой русского народа. Издревле вокруг березы девушки водили хороводы. На Руси береза была в почете, ее считали святым деревом.
Березу человек использует в своей жизнедеятельности практически целиком.
Береста или кора березы, которая имеет высокую прочность, эластичность.
Из нее по сей день мастера изготавливают изумительной красоты вещи.
Изделия из берестыПиломатериалы
Древесина березы.
- Из древесины березы изготавливают мебель. Изготавливают топорища, рукоятки для инструментов, охотничьи ружья, лыжи, деревянные бочки. Также, древесину березы используют при изготовлении фанеры и шпона. Очень часто, древесина используется для внутренней отделки помещений.
- Древесина достаточно светлая, скорее самая светлая из всех, иногда с небольшим желтоватым оттенком.
- Древесина легка и приятна в обработке. Структура ее однородная. Легко поддается окрашиванию.
- Дома из древесны березы, как правило не строят, поскольку ее любят насекомые и грибы. Береза часто подвергается гниению, поскольку плохо устойчива к влаге.
- Из березы удобно изготавливать небольшого размера предметы, как то посуда, статуэтки, шкатулки, игрушки, деревянные расчески и так далее.
- Изготовление мелких предметов из березы, обусловлено ее равномерной структурой и устойчивостью к растрескиванию. Удобно делать из нее рамки для картин, икон, например.
Как его заготавливают
Чтобы получились красивые изделия из бересты, нужно правильно заготовить этот материал. Для этого нужно надрезать кору на дереве небольшими секциями и аккуратно снять подготовленные пласты.
Берестяную ленту срезают со ствола дерева среднего возраста, растущего на почве с умеренной влажностью и уровнем освещенности. Срез должен идти по спирали, так как это позволяет получить саргу длиной в несколько метров. Снятие бересты с живого дерева угрожает его здоровью, и оно может даже погибнуть. Именно поэтому для поделок желательно использовать кору с упавших или уже сухих деревьев.
Для хранения бересту помещают под пресс, тщательно расправляя, чтобы кора не заворачивалась. Свежая кора может подойти для изготовления различных изделий без предварительной подготовки. Если же используется береста с упавших деревьев, то ее предварительно нужно немного прогреть в теплой воде, чтобы кора ее хорошо впитала. Это придаст материалу определенную гибкость и эластичность.
Физические свойства древесины.
Научная классификация | Физические свойства | ||
Домен: | Эукариоты | Средняя плотность: | 630 кг/м³ |
Царство: | Растения | Пределы плотности: | 450–820 кг/м³ |
Отдел: | Цветковые | Продольная усадка: | 0,58 % |
Класс: | Двудольные | Радиальная усадка: | 5,32 % |
Порядок: | Букоцветные | Тангенциальная усадка: | 7,84 % |
Семейство: | Берёзовые | Радиальное набухание: | 0,28 % |
Род: | Берёза | Тангенциальное набухание: | 0,42 % |
Международное научное название | Прочность на сгиб: | 115 Н/мм² | |
Betula L. (1753г) | Прочность на сжатие: | 59 Н/мм² | |
Типовой вид | Предел прочности: | 136 Н/мм² | |
Betula alba L. [2], nom. utique rej. = Betula pubescens Ehrh. — Берёза пушистая | Теплопроводность: | 0,143Вт/км | |
Топливные свойства | |||
4,38 кВт•ч/кг |
О использовании коры березы известно очень давно. Как правило, кору снимают с поваленного дерева. Хорошего качества кора будет в мае -июне.
Бересту высушивают под прессом и изготавливают удивительные вещи. Лицевой стороной коры, мастера считают ее внутреннюю сторону. Блестящую, светло-ж Подробнее на видео.
Что собой представляет береста
Каждый человек, наверное, слышал об изделиях из бересты, однако не каждый знает, что такое береста и как именно ее получают. Все изделия из этого материала ассоциируются со средневековьем, так как их изготавливали еще в Древней Руси.
Береста, фото поделок из которой показывает всю красоту этого материала, представляет собой верхний слой очищенной и подготовленной березовой коры. Это природный материал, который добывается просто в лесу. Время среза напрямую связано с движением березового сока. В конце весны начинают набухать почки, и ток сока в растении увеличивается. В это время и нужно заготавливают бересту.
Что такое береста и каковы особенности ее заготовки, интересует многих ремесленников, которые предпочитают заниматься народным творчеством. Это наружная часть коры, которая состоит из легко отделяемых полупрозрачных тонких слоев различных цветов. Береста обладает целым рядом полезных качеств, поэтому материал широко применяется. Он отличается:
- пластичностью;
- гигроскопичностью;
- небольшим весом;
- простотой обработки;
- доступностью.
Слово “береста” обозначает наружный слой коры березы, или подкорье. Снаружи она твердая и белая, а внутри – коричневая и достаточно упругая.
Нужно знать не только, что такое береста, но и какими преимуществами обладает этот натуральный, качественный материал. Верхняя часть березовой коры отличается гибкостью и прочностью, а также она не подвержена гниению, поэтому ее зачастую применяют в быту у многих народов. Размоченная береста достаточно просто расслаивается, хорошо поддается обработке, а также не боится плесени и сырости.
Верхняя ее сторона гладкая, с несколько зеленоватым оттенком, со светочувствительным слоем, поэтому есть возможность добиться неповторимого эффекта создания светлого рисунка на темном фоне. Этот материал не впитывает краску, поэтому хорошо подходит для росписи. Береста очень хорошо режется, сшивается, клеится, плетется. По ней можно рисовать, писать и выжигать.
Методические рекомендации по работе с берестой
ГАПОУ Новосибирской области «Болотнинский педагогический колледж»
Болотное, 2018
Печатается по решению научно-методического совета
Автор-составитель: Князева Н.А. – преподаватель изобразительного искусства ВКК;
Иваницкая
Рассмотрено и одобрено на заседании учебно — методической комиссии специальности
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Протокол №……. от ………………..201 8 г. Руководитель специальности: Гончарова Е.В.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО и предназначены для студентов специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования для ознакомления со спецификой работы с берестой. Рекомендации могут быть использованы студентами и педагогами на аудиторных занятиях УД, ПМ.01, в научной работе, а также во время учебной и производственной практик в учреждениях дополнительного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Особенности и технология работы с берестой………………………………..6
1.1 Конструктивные элементы простейших изделий из берёсты……………6
1.2 Конструктивные элементы изделий прямоугольной формы……………6
1.3 Виды художественной обработки бересты……………………………….7
1.4 Технология изготовления изделия………………………………………..10
1.4.1 Подготовка материала к работе……………………………………10
1.4.2 Оборудование, инструменты и специальные приспособления для изготовления изделия…………………………………………………10
1.4.3 Этапы изготовления изделия………………………………………..12
1.4.4 Технологические операции выполнения изделия………………….14
2 Особенности проведения занятий по бересте ……………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24
ВВЕДЕНИЕ
Идея превращения российского образования и воспитания в важнейший духовно- нравственный фактор развития России отражена в главных положениях, заложенных в образовательной политике государства и отраженных в работе системы дополнительного образования детей, в Концепции развития дополнительного образования детей [2]. Творческие объединения по декоративно-прикладному творчеству организованы в направлениях, отвечающих запросам населения, а также соответствующих по содержанию данному региону. Выполненные изделия могут украшать кабинет, школьный класс, служить в качестве наглядного пособия во время проведения беседы о традиционном народном искусстве, служить красивым декоративным элементом в интерьере ДДЮ или школы, служить предметами для подарков. Наш регион исторически был интересен различными прикладными ремеслами: работой с кожей, мехом, войлоком, изделиями из дерева, лубом. К таким доступным материалом является береста. Береста — наружная часть коры березы, состоящая из отделяемых друг от друга тонких полупрозрачных слоев. Внешние слои обычно окрашены в белый цвет, а внутренний (лицевой) может быть желтым, охристым, коричневым или желто-зеленым. Благодаря замечательным свойствам, а именно: прочности, гибкости, устойчивости к гниению, пластичности, малой плотности, гидро — и термоизоляционности, а главное — доступности и простоте обработки, — берёста еще издавна считалась прекрасным и универсальным материалом для изготовления самых разнообразных предметов домашнего обихода. Важно различать лицевую сторону берёсты и ее долевое направление. Лицевой считается внутренняя сторона, а долевое направление совпадает с продольным направлением характерных черточек (чечевичек) на берёсте, через которые она «дышит». Рекомендуется берёсту снимать с берез диаметром 15–20 см. Подготовка берёсты к работе заключается в шелушении ее внешней стороны вдоль волокон, удалении наростов, расслоении до требуемой толщины, обмере, выкраивании элементов изделий. Для изделий берёсту следует использовать гладкую, ровную, без пороков и дефектов, чечевички на которой не должны быть круглыми.
1 Особенности и технология работы с берестой
1.1 Конструктивные элементы простейших изделий из берёсты
Конструктивные элементы простейших изделий из берёсты таковы (рис.1): — стенки (бортики) одинарные либо двойные (внутренние и внешние лицевой стороной берёсты наружу); — донья цельнокроеные; — ручки берестяные или деревянные; — пояски (ободки, полоски, обручи) для придания изделию прочности и выразительности его формы; — подкладочные полоски из берёсты или лозы; — швы (через край, контурные), для прошивки используются полоски из берёсты, корень можжевельника, ветки рябины и т. д.
Рисунок 1- Шнурки, подвески, браслет
1.2 Конструктивные элементы изделий прямоугольной формы Конструктивными элементами изделий прямоугольной формы (коробица, миска, стакан) являются цельнокроеные дно и стенки, варьируя размеры этих элементов и их соотношение, на единой технологической основе можно изготовить предметы различной вместимости и соответственно различного назначения (рис.2).
Рисунок 2- Сундучок
1.3 Виды художественной обработки бересты
Плетение
Плетение – способ изготовления изделий из узких полос бересты способом объемного формования путем их полотняного переплетения. Специфика плетения основана на свивании лент между собой, чередуясь через одну с лентами основы — образуется клетчатый узор (рис.3) .
Рисунок 3- Ковш. Плетение из бересты
Применение вида плетения определяется назначением изделия и сложностью его формы, а также материалом, применяемым при этом. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.
Роспись
Роспись по бересте – нанесение на поверхность изделий красочного рисунка или графического узора при помощи кистей, писчих перьев, других изобразительных средств (рис.4). Расписная береста – один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестяных изделий. Расписывались крышки шкатулок, туесков, отдельные детали бытовых предметов
Рисунок 4- Роспись изделия из бересты
Эскиз росписи может быть как сюжетным, так и декоративным, чаще всего с использованием стилизованных природных форм. Тональность росписи выбирают в зависимости от сложившихся традиций промысла и общей композиции изделия. В зависимости от использованной палитры выделяют виды росписи: полихромная (многоцветная); монохромная (тональная), которая может быть выполнена как в живописной, так и в графической манере.
Резьба
Резьба по бересте – изготовление ажурных полос путем сквозного прорезания рисунка и удаления вырезанных элементов. В этой технике выполняют как несложные геометрические и растительные орнаменты, так и сюжетные композиции.
Резьбу производят при помощи ножей-резаков, ножниц, штампов, просечек. Ажурные полосы, полученные в результате вырезания элементов, используют для украшения утилитарных предметов, а также оформляют в виде самостоятельных художественных произведений. Технология прорезания обусловлена твёрдостью руки, качеством материала и качеством инструмента.
Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков. Резная береста не лакируется, она должна сохранять свой естественный цвет (рис. 5).
Рисунок 5- Резьба по бересте
Аппликация
Аппликация – относительно новый способ художественной обработки бересты. Он заключается в наклеивании отдельных деталей, вырезанных из слоеной бересты различных цветовых оттенков и фактуры на декорируемую поверхность в соответствии с эскизом композиции. Эта техника проста и доступна. Характерные для окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют между собой. Эти особенность бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой.
Одна из главных задач – поиск выразительных сочетаний цветовых пятен. Способом аппликации украшают поверхность утилитарные предметов, а также изготавливают самостоятельные сюжетные композиции сувенирного типа.
Для выполнения аппликации бересту сортируют по цвету. Подбирают кусочки разного тона. Для аппликации разрабатывают достаточно стилизованный эскиз с четкими границами деления участков. На рабочем эскизе желательно пометить направление чечевичек в каждой детали. А также отметить особенности фактуры. Цветовое деление можно пометить пятнами одного цвета, но различной насыщенности
Очень красивы ажурные аппликации из натуральной или окрашенной черной тушью бересты (рис.6).
Рисунок 6- Аппликация из бересты
1.4 Технологии изготовления изделия
1.4.1 Подготовка материала к работе
Для изделий береста должна быть плотной, слоистой и эластичной, поэтому она снимается с берез, произрастающих в смешанном лесу. Возраст берез — не менее пятнадцати лет. На стволе делаются надрезы сверху вниз. Ширина пласта для изделий — 60-70 см, а длина пласта – окружность ствола.
Нарезанные пласты продерживаются неделю в тени до начала скручивания, затем скатываются в рулоны, светлой стороной наружу.
1.4.2 Оборудование, инструменты и специальные приспособления для изготовления изделия
Для работы с берестой в зависимости от вида изготавливаемых изделий требуются следующие инструменты, материалы и приспособления (рис.7)
Рисунок 7- Инструменты для работы с берестой
Ножи
– основные инструменты в работе с берестой. Для работы требуется не один, а целый набор разных по размеру и назначению ножей: нож-резак с длинной рукояткой и острым кончиком, заточенный на одну сторону; небольшой нож с изогнутым лезвием необходим для отделения от бересты верхнего слоя; нож-косяк с коротким прямым лезвием для разрезания бересты, срезания выступающих краев, торцов деталей изделия.
Ножницы:
маленькие ножницы с тонкими, узкими лезвиями требуются для вырезания из бересты мелких декоративных деталей, заготовки ленточек; ножницы типа портняжных незаменимы при раскрое бересты и вырезании из картона выкроек деталей
Шилья:
шило слегка притупленное и отшлифованное необходимо для выполнения рисунков на бересте, для разметки по бересте; шило сапожное с квадратным сечением – для прокалывания отверстий при сшивании изделий из бересты. Иглы служат для сшивания деталей изделия лентой.
Коточик (кочедыг
) – металлический выгнутый стержень с плоской поверхностью, плоское шило с крючкообразным изгибом применяемое при плетении. Линейки металлические разной длины, транспортир.
Циркули:
чертежный и измерительный с двумя иглами на концах. С помощью измерительного циркуля отмечается высота орнамента на декоративном бордюре, и проводятся чуть заметные линии разметки
Наждачная бумага,
как крупнозернистая, так и мелкозернистая требуется для некоторых этапов обработки бересты, а также для заточки резцов.
Пинцет
– для работы с кусочками берестяных лент в труднодоступных местах во время плетения изделий.
Зажимы
– при работе не дают расплетаться лентам и помогают при создании изделий из пластовой бересты. Для этих целей используют канцелярские скрепки, бельевые прищепки, зажимы типа «крокодил».
Ленторез
служит для нарезания берестяных лент разной ширины и состоит из двух деревянных пластин и металлического лезвия.
Шаблон
– готовый образец, по которому изготавливают изделие.
Очень важно выполнять шаблоны, ободки и оправы точно по указанным размерам, соответствующим количеству и ширине ленточек.
Клей типа БФ-6
(медицинский), «Момент», «Мастер», ПВА и др. может потребоваться для крепления лент, при обработке ручек и ободков, а также при изготовлении туесков. При изготовлении берестяной посуды, которая предполагает контакт с пищевыми продуктами, рекомендуется использовать клей БФ-6, так как он совершенно безопасен. Клей БФ-6 – один из немногих нетоксичных клеящих составов.
Атласная лента
шириной не более 6 мм служит как оплетка для скрепления деталей изделия.
Инструменты для выполнения орнаментов – резцы, пробойники, чеканы. Резцы требуются для выполнения прорезного орнамента. Форма режущей кромки у каждого резца разная: прямая, изогнутая, овальная и т.д. Эти инструменты значительно упрощают процесс нанесения на бересту одинаковых элементов орнамента.
Пробойники различных диаметров
незаменимы при создании стандартных просечных фигур в работе с прорезной берестой и аккуратных отверстий для соединения деталей с помощью оплетки.
Чеканы
– выполнены из металла, кости, дерева с плотной древесиной и несущие на себе однотипный рисунок. При помощи чеканов разной формы поверхность бересты украшается тиснением (чеканкой). Чем разнообразнее профили чеканов, тем выразительнее будет композиция орнамента (рис.8) .
Рисунок 8- Чеканы
1.4.3 Этапы изготовления изделия
Приемы выполнения изделия
В процессе изготовления, например, кружки для чаепития используются основные приемы работы с берестой:
-подготовка бересты к работе; подготовка шаблона;
-изготовление из двух – трех слоев бересты корпуса, донышка и крышки;
-выкраивание и наклеивание декоративного слоя.
Для создания прорезного орнамента на подготовленной полоске бересты нужно отметить область его размещения острием циркуля или карандашом, наметить рисунок, затем выполнять узор. Одинаковые и многократно повторяющиеся прорезные элементы – просечки – выполняются резцом, а аккуратные отверстия – пробойником. Чтобы легче было производить резьбу, и не тупился инструмент, под бересту можно подложить доску из дерева мягкого сорта.
Прорезать орнамент нужно неторопливо, начиная с левого конца полоски и двигаясь к правому. При резьбе очень важно соблюдать осторожность и работать резцом точно по рисунку, иначе из него выпадет фрагмент – и работа будет испорчена. Лишь опытные мастера могут безошибочно вырезать орнамент без предварительной разметки рисунка. После завершения работы следует удалить из полоски высеченные элементы.
Прорезную резьбу нередко сочетают с тиснением, для которого используют чеканы. Это в значительной степени обогатит общее впечатление от орнамента, придав ему объем. Чтобы орнамент или рисунок отпечатался четко и красиво, тиснение наносится на нагретый материал, на бархатистую поверхность бересты. Способ, который используется, называется графическим линейным тиснением.
Прорезной орнамент – это плод фантазии и творчества мастера как художника. Он может быть геометрическим или растительным, традиционным или современным, незамысловатым или, наоборот, хитросплетенным и абстрактным.
У каждого мастера всегда найдется что-нибудь новое, удачно дополняющее существующую палитру образцов декорирования берестяных изделий.
1.4.4 Технологические операции выполнения набора
Технология изготовления всех предметов примерно одинакова , все описанные операции универсальны. Так , например, технология выполнения берестяного набора для чаепития состоит из восьми операций.
1. Подготовка материалов к работе
2. Изготовление заварочного чайника
Последовательность такова.
*Подготовка корпуса чайника. Для корпуса чайника было подготовлено 3 детали: одна для внутреннего (первого) слоя, одна для окрашенной подложки (второго слоя) и одна для внешнего слоя (третьего). Сначала надо нанести морилку на средний слой. Дать ей просохнуть в течение 15 мин. В это время заняться нанесением резного рисунка на внешний слой корпуса чайника. Затем выбранный рисунок (или трафарет) приложить к бересте и шилом аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на него, чтобы на бересте остался контур. Теперь прорезать бересту насквозь по линиям орнамента, используя резцы по бересте разной конфигурации и нанести тиснение с помощью чеканов. При выполнении орнамента использовать подрезную доску.
*Подготовка носика .
Основой носика служит картонная трубка подходящего диаметра. На внешнем слое выполнить резной рисунок. Затем картонную основу оклеить сначала окрашенным слоем, а сверху – резным.
*Подготовка ручки .
Для ручки было подготовлено 3 детали: одна для внутреннего (первого) слоя, одна для окрашенной подложки (второго слоя) и одна для внешнего слоя (третьего). Склеить две заготовки ручки (первый и второй слои) между собой изнаночными сторонами друг к другу. Дать просохнуть. На внешнем слое выполнить резной рисунок. Затем внешний слой наклеить на окрашенную сторону склеенной заготовки. Фигурные края ручки выполнить резцом подходящего размера.
*Подготовка донышка.
Склеить две заготовки донышка между собой изнаночными сторонами друг к другу. Положить под пресс. Дать просохнуть. Затем с помощью шила проколоть отверстия по периметру донышка шкатулки по количеству отверстий в нижней части корпуса чайника (на расстоянии 8 мм от края).
*Собрать корпус чайника
в такой последовательности: окрашенную деталь склеить в форме усеченного конуса. Для этого истончить ножом два края бересты и смазать клеем места нахлеста сторон: у одного края снаружи, у другого изнутри, прижать и дать просохнуть 15 мин. Затем приклеить носик. Сверху надеть резной слой и склеить в форме усеченного конуса. На место склейки пришить ручку с помощью атласной ленты.
*Изготовление крышки. Когда чайник готов, переходим кизготовлению крышки. Для верха крышки было подготовлено 3 детали: для внутреннего, среднего (окрашенного) и внешнего слоя. Украсить внешний слой крышки прорезным орнаментом с помощью резцов по бересте разной конфигурации и нанести тиснение.
*Прикрепить ручку произвольной формы.
Разработка технологической карты для изготовления заварочного чайника (рис.9 )
нож, канцелярский нож, ножницы, линейка, измеритель
морилка, шило
Подготовка корпуса чайника
резцы по бересте, чеканы, канцелярский нож, ножницы, шило, линейка, набор пробойников, молоток, измеритель, клей «Момент 88», морилка, подрезная доска
Подготовка носика
резцы по бересте, чеканы, канцелярский нож, ножницы, шило, линейка, набор пробойников, молоток, измеритель, клей «Момент 88», морилка, подрезная доска
Подготовка ручки
резцы по бересте, чеканы, канцелярский нож, ножницы, шило, линейка, набор пробойников, молоток, измеритель, клей «Момент 88», морилка, подрезная доска
Подготовка донышка
канцелярский нож, ножницы, шило, линейка, набор пробойников, молоток, измеритель, клей «Момент 88», подрезная доска
Сборка чайника
резцы по бересте, чеканы, канцелярский нож, ножницы, шило, линейка, набор пробойников, молоток, толстая игла, измеритель, клей «Момент 88», атласная лента, подрезная доска
Изготовление крышки
Резцы по бересте, чеканы, канцелярский нож, ножницы, шило, линейка, набор пробойников, молоток, толстая игла, измеритель, клей «Момент 88», морилка, атласная лента, подрезная доска
Обработка готового изделия
Восковая мастика, щетка
2 Особенности проведения занятий по бересте
При проведении практической работой обучающихся педагог определяет примерный перечень изделий по всем основным технологиям обработки бересты, разбитый на несколько категорий по сложности, то есть надо учитывает возрастной состав групп, способности детей. Самое удивительное свойство бересты, что она легко поддается различным видам обработки, что соответствует возрастным возможностям детей младшего возраста 7-10 лет и обладает достаточным эстетическим и технологическим потенциалом для занятий с детьми старшего возраста 12-14 лет и старше.
Учитывая классификацию изделий по сложности и индивидуальные способности, появилась возможность проведения занятий по обработке бересты при прохождении одной темы в группах с одновременным обучением в них ребят разных возрастных групп, разных лет обучения, разных способностей, что естественно требует высокой квалификации руководителя, как мастера ремесла, так и педагога.
Во время проведения занятий по овладению ремеслом художественной обработки бересты проводится опрос и анкетирование учащихся. Они показывают, что начальная творческая активность и заинтересованность обучающихся на занятиях кружка составляет около 80%. Это объясняется начальной положительной внутренней мотивацией и добровольностью выбора вида занятий. Но в процессе работы, встретившись с необходимостью проявления волевых качеств для преодоления возникающих трудностей, показатель снижается до 40-50%, затем снова повышается. Показатель заинтересованности удается удерживать на уровне 75% и 90 % благодаря использованию методов стимулирования и мотивации
. Как правило, занятия вызывают интерес у детей, как наделённых от природы художественной и технологической смекалкой, так и у не имеющих природных задатков к творческой деятельности, но почувствоваваших потребность в самостоятельном творчестве. Эти факты на практике доказывают необходимость применения методов развивающих и воздействующих на психические качества личности. Для творческого объединения составляют программу по работе с берестой, обычно рассчитанную на три года обучения. Для обучающихся первого года обучения
посильно выполнение заданных берестяных изделий под непосредственным руководством педагога с самостоятельной разработкой эскиза декорирования; для обучающихся второго года обучения наибольший интерес вызывает копирование изделия- образца с внесением изменений размеров, декора и дополнением элементами и деталями; для обучающихся третьего года обучения характерно желание осуществления конструкторской деятельности по трансформации изделия-образца и разработке изделия с использованием различных технологий на базе полученных исполнительских навыков.
В процессе изготовления изделия обучающимися
, наибольшую эффективность в приобретении технологических умений и навыков показывает стендовый метод с поэтапным показом операций по выполнению подобного изделия и непосредственная помощь педагога при решении возникающих технологических вопросов, а также методы стимулирования и мотивации. Они способствуют психическому развитию свойств личности и благоприятно влияют на развитие и поддержку творческого процесса по проектированию и изготовлению изделий . Для более результативного осуществления творческой проектной деятельности необходимо изучение основ и законов композиции и художественного конструирования. Важно создание учебно-методической базы
, включающей в себя разнообразные наглядные учебные пособия, специальную литературу, фотографии изделий, подборку рисунков и орнаментов, подборку изделий-образцов, материалы для технических средств обучения. Учебно-методическая база необходима как для построения эффективной педагогической работы, так и для использования в самостоятельной творческой деятельности ученика.
При изучении художественной обработки бересты наибольшую эффективность художественно-технологического воспитания обучающихся показал метод художественно-эстетического и технологического анализа педагогом и детьми изделия- образца, анализ и оценка обучающимся спроектированного и выполненного им изделия, коллективное обсуждение творческих работ. На основе такой оценивающей активности формируется вкус как чувственно-оценочная способность человека. Как показал опыт применения этого метода в кружковой работе, значение его очень велико, так как ребенок, активно анализируя художественные и технологические особенности изделия, и систематически выражая своё суждение, активно упражняет свой художественный вкус, обогащает свои представления о красоте, стремиться к высокому результату собственного труда. Развитие художественного вкуса, становление творческой личности обеспечивается только в результате умелого педагогического руководства, а не автоматически за счёт участия в творческом процессе. Анализ ремесленной деятельности мастеров народных промыслов показал, что они чаще всего стремятся сохранить традиционность использования материала, форму предмета, технологию изготовления, а дети, получившие определённые навыки обработки бересты, всегда стремятся к конструированию по собственному замыслу, хотя суть возникающих технических и художественно-декоративных задач ребенку бывает трудно сформулировать.
Трудности в определении оптимального варианта достижения намеченной цели приводят ребёнка к нежеланию заниматься поиском новых оригинальных технологических и художественных решений и поэтому необходимо помочь ему овладеть знаниями об основных принципах художественного конструирования.
Активизация деятельности детей и их сознательного подхода к решению возникающих творческих проблем стимулирует становление таких качеств творческой личности, как воображение, художественный вкус, умение самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, способность к творчеству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обработка бересты, как и каждая разновидность народного ремесла, представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и местными традициями. Обращение к народному искусству позволяет унаследовать его основы, развивать интерес к культуре народа, а так же способствовать сохранению и развитию его традиций.
То, что мы видим в музеях, — лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу, особенно для детей.
Образование – это то, что остается в человеке после обучения, что дает ему равновесие, устойчивость, гармонию с миром и обществом. В современных условиях на дополнительном образовании лежит особая роль, так как оно социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Через самостоятельную практическую деятельность происходит укрепление связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством; занятия расширяют кругозор, способствуют гармоническому развитию, развивают трудовые умения и навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р . М.: Концепция развития дополнительного образования детей.
- Арнина, Н.Л. Уроки прекрасного. – М., 2003.
- Барадулин, В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.
- Белякова, Н.Е. Изделия из бересты: практ. пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2000.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
- Гукасова, А.М. Внеклассная работа по труду. Работа с разными материалами: пособие для учителей. / сост. А. М. Гукасова ; авт.: Аавик Х. и др. – М.: Просвещение, 2006.
- Гукасова, А.М. Рукоделие в начальных классах: книга для учителя по внеклас. работе / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, И.С. Могилевская и др. — М.: Просвещение, 2005.
- Дубровская, Н.В. Аппликация из бересты. – М.: АСТ; СПб ООО «Сова», 2008.
- Загребаева, Л.В. Плетение из соломки, бересты и лозы. – Минск: «Миринда», 1999.
- Каплан, Н.И. Народные художественные промыслы: учебное пособие / Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская – М.: Просвещение. 1980.
- Клевцов, В.И. Плетение из бересты: 50 полез. изделий. – СПб.: Лениздат, 1996.
- Кочев, М. С. Секреты бересты. – М.: Профиздат, 2009.
- Локрина, Т. Школа флористики: композиции с берестой. – М.: Ниола 21 век, 2005.
- Луканский, Э.П. Сотвори радость. – Минск: Полымя, 1997.
- Махнюк, В.Г. Береста: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс, 2009.
- Назарова, В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы. – М.: РИПОЛ классик, 2011.
Где применяется береста
Бересту издавна использовали в строительстве для защиты от гнили, холода и сырости. Этим материалом обшивали лодки, а также делали из него рыбацкие принадлежности. Народные умельцы из бересты изготавливали:
- обувь;
- чемоданы;
- посуду;
- игрушки;
- украшения.
На Руси во времена язычества обереги вешали над окнами и деревьями. По поверьям, они охраняли дом от злых духов. Кроме того, из этого материала делали грамоты, которые относятся к памятникам славянской культуры.
Список изделий из этого материала очень широкий. Самые известные поделки – различная посуда и домашняя утварь. Из бересты изготавливают короба и корзинки для сбора ягод и грибов, черпаки и емкости различной формы. В таких емкостях можно хранить не только сыпучие, но и жидкие продукты. В берестовых емкостях намного дольше хранится молоко и не прокисает.
В хлебнице из бересты хлеб длительное время остается свежим и мягким, а в крупах и муке не заводятся жучки. Кроме того, этот материал известен своими свойствами забирать из продуктов чрезмерную влагу. Если его обработать определенным образом, то можно даже готовить на костре различные блюда. Береста обладает таким качеством, как возможность сохранять температуру.
Способы обработки
Из бересты своими руками можно изготовить множество различных изделий, самое главное — правильно обработать этот материал. Существуют самые различные способы его художественной обработки, а именно:
- роспись;
- чеканка;
- плетение;
- окраска;
- выжигание;
- тиснение.
Тиснение — очень практичный способ декорирования, так как он не нарушает целостность материала и сохраняет его первоначальный цвет. Некоторые мастера выполняют тиснение простым ножом и делают узор сразу же, без наметок. Однако чаще всего предварительно подготавливается картинка, которая затем выдавливается на бересте.
Резьба относится к самым интересным техникам. Для придания определенного контраста изначально подбирается текстура нижнего слоя, которая более темная и выполнена из сосны или кедра. Иногда фон подбирается светлее, чем основа. Орнамент прорисовывается на верхнем слое, а готовое изделие своим видом напоминает ажурное кружево. Иногда мастера сочетают резьбу с тиснением для получения большей четкости контура рисунка.
Достаточно практичным и интересным способом отделки является выжигание. Многие мастера используют эту технику для создания красивых и оригинальных картин. Они очень выгодно подчеркивают расположение линий коры. Несколькими легкими штрихами мастер усиливает естественный рисунок и при надобности добавляет дополнительные детали к композиции.
Роспись отличается пластичной красотой готового орнамента. Различные оттенки красок имеют очень широкую гамму и эффектно выглядят на теплом фоне березовой коры. Плетение из бересты применяется для придания изделию особой фактуры. Тоненькие нити продеваются через прорези фона и образуют определенный узор.
Технологии обработки бересты. Инструмент
Заготовлением берёсты занимаются в жаркий летний период: с середины июня до середины июля. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она напрочь пристаёт к пробочному слою. Однако можно заниматься заготовкой и в более позднее время. Вплоть до октября месяца на болотистой местности берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную бурую кору. Лента В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора. Пласт Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской. Сколотень (цилиндр) Спиливать дерево удобнее на высоте 1-1,20 метра. Далее для себя обозначить все потенциальные места. Для снятия сколотня выбирается всё та же белоствольная берёза с наименьшим количеством сучков, трещин и неровностей. Необходимый инструмент: двуручная пила, топор, нож, шпага (сочалка). Для снятия сколотней и напилить дерево на чурки 2,50-3 метра. Для удобства работы лучше организовать место снятие бересты на уровне живота. Снимается берёста сколотнем от комеля к вершинке (но можно и наоборот). Для начала делается надрез по всей длине окружности ствола, чтобы обозначить длину будущего сколотня. Далее сочалка вставляется между стволом и камбием, и производятся движения вдоль ствола, и кора берёзы постепенно отслаивается, сопровождается этот процесс обильным сокоизвержением. Когда после трудных минут отслоения вам покажется что вот оно, сейчас должно совсем сойти с дерева, обхватите двумя руками ствол и немного прокрутите бересту по кругу. Если береста подалась, значит нужно осторожно снимать её со ствола. А осторожно потому, что на стволе под камбием могут оказаться острые выпуклости, которые порвут всю проделанную работу, или утолщение ствола так же сможет испортить сколотень. Фотографии заготовки сколотней можно посмотреть по данной ссылке. Хранение Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента пролежавшая не скрученая несколько часов становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Это поможет при плетении в мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позволяют снимать бересту в полный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев. Береста, снятая пластами, укладывается между двух широких досок или листов фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставался некоторый промежуток для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами. Особых условий для хранения сколотней нет. Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе. Обработка Первый этап обработки бересты – снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа. Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, поскольку небольшую солонку невозможно аккуратно изготовить из толстых лент, и наоборот, большой пестерь будет походить на бумажный конверт при тонкослойном материале. Отсюда делаем вывод, что расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала к плетению. Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать материал (бересту или бумагу) можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при работе с ним. Плетение Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Прямое плетение при работе сложнее, чем косое плетение. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности. Основные приёмы плетения можно посмотреть в разделе “Мастер-класс”. Работа с пластом Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Дополнительный материал: корень хвойных деревьев (сосна, ель), ивовый прут, черёмуховый прут, берестяная лента. Некоторые приёмы работы с пластом вы найдёте в разделе “Мастер-класс”. Изготовление туеса Изготовление туесов считается одним из самых сложных в берестяном ремесле. Туеса делаются обшивными и выворотными. Обшивной туес состоит как правило из 4-х частей бересты: сколотень, рубашка и два пояска верхний и нижний. Выворотной туес состоит только из первых двух. Как правило, рубашка соединяется замком, хотя делали туеса и без рубашки, только с поясками. Замок, соединяющий пласт в цилиндр имеет множество форм и принципов скрепления. Оплетаться туес может как корнем деревьев, так и берестой, и лентой ивового прута, и верёвкой, и проволокой. В деревнях туеса оплетали только сверху. Снизу поясок держало донце. Для красоты оплетают и нижний поясок. При изготовлении выворотного туеса высота сколотня должна быть больше высоты рубашки. Для загибания кромки сколотня необходимо несколько секунд подержать один край в кипящей воде, а затем загнуть на рубашку. То же самое проделать и с другим краем. На самом деле всё не так просто и без визуального ряда никак не объяснить весь процесс выворачивания сколотня. Пусть это останется не секретом мастера, а задачей авторам на будущее. Донце и крышка изготовляются как круглой, так и овальной форм. Существует множество способов изготовления крышек в зависимости от места бытования ремесла и промысла. Подходящая порода дерева, например, ель, сосна. В некотором виде можно посмотреть схемы замков, оплетение, крышки по данной ссылке.
Тиснение Для того, чтобы было веселее делаются на туесах тиснёные рисунки, так говорил дед Мартын, изображая забавные сценки из своей деревенской жизни на Мезени. Но так же делаются тиснёные рисунки и для красоты, чтобы стоял туесок с гречкой на кухонной полке и красовался. Тиснение, прежде всего, – это красота, уместность, полнота орнамента. Орнамент – основа рисунка. В связи с этим можете посмотреть орнамент на туесах Фатьянова М.Ф, Шутихина А.В. и др., а так же полистать книги по орнаменту. Резьба Резьба по берёсте различается на геометрическую и резьбу растительного орнамента. Технология прорезания обусловлена твёрдостью руки, качеством материала и качеством инструмента. Прорезается рисунок по разному – по пласту рубашки, либо уже по готовому туесу, хотя второй вариант не технологичен. Самая известная прорезная береста – шемогодская. Процарапывание Процарапывается береста, как правило, металлическим инструментом – ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы. Роспись Роспись по берестяным изделиям можно посмотреть в разделе “Статьи” здесь. Выделка дёгтя Вдали от деревень, как правило в лесу, строили небольшие смолокуренные заводы. На этих заводах выгоняли из листов берёсты три жидких компонента: дёготь, скипидар и пек. Дёготь применяли для смазывания обуви, а так же совместно с пеком использовали при строительстве лодок. Для выгона этих трёх компонент изготовляли три больших глиняных чана. Чаны последовательно соединяли трубкой так, чтобы жидкость могла переливаться из первого в последний сосуд. Первый чан имел только одно отверстие для соединяющей трубы. Второй же был промежуточным, а по сему имел вход и выход. Третий чан кроме отверстия для трубки имел краник, через который выгоняли конечный продукт. Поскольку данная технология записана со слов Кузнецовой Валентины Дмитриевны (г. Вельск), у которой дед Павел Кузнецов до и после революции занимался выгоном дёгтя, то не весь процесс досконально запомнен из далёкого детства. Поэтому не восстановить в каком чане что выгонялось и как сливалось. Для выгона дёгтя завод имел в хозяйстве семь лошадей, на которых привозили большие телеги листов берёсты. Работали много и усердно. Был хороший заработок, поэтому в двадцатые годы семьи работников раскулачили, а деда Кузнецова Павла однажды увезли в город и больше его никто не видел. Завод находился в Вельском районе, Шадринский сельсовет, недалеко от деревни Макарьинская. Под первым чаном располагалась печь (не известно была ли печь под другими чанами?). Этот чан до отказа набивался берёзовой корой и плотно закупоривался. Доступа воздуху не было. При достижении определённой температуры берёста превращалась в тёмную жидкость, которая затем переливалась в другие сосуды. Это весь процесс. Строительство судна
В разных регионах таежного пояса Земли береста обрабатывается одними и теми же способами и приемами, которые не менялись с древних времен до наших дней. Поэтому совсем не удивительно, что полотуха из Архангельской области по способу изготовления похожа на Birch Bark Basket из штата Аляска, а столетний кузовок народа ханты похож на изделия современного мастера из штата Мэн. Лодка-берестянка с Нижней или Подкаменной Тунгуски по характерным признакам такая же, как с озера Мичиган. Различаются они только способом декорирования и орнаментом, что похоже, не удивительно. Каждый народ имеет собственное национальное самосознание и собственное лицо. Берестяные каноэ индейцев Северной Америки внесли огромный вклад в дело освоения европейцами нового для них континента. На каноэ по рекам и озерам передвигались сначала первопроходцы, затем промышленники и торговцы, после – переселенцы с миссионерами. Удобней и доступней для первопроходцев Америки средства передвижения не было (смотри полный текст статьи автора Шутихина А.В. по адресу).
Последовательность изготовления современной берестяной лодки можно посмотреть здесь.
Ниже представлены фотографии и схемы последовательности изготовления берестяной лодки.
Фотографии с американского сайта https://www.acbs.org и других. |
Основной инструмент Все кто занимается работой с берёстой пользуются каким-то определённым набором инструмента. Одинаков ли он у всех? Его перечень? Почему есть различия в названиях, формах, материале и прочее? Попробуем ответить на эти вопросы. Набор, число инструмента зависит от того, какой конкретной обработкой занимается мастер. Минимальный набор плетельщика – это ножницы (нож) и зажимы (скрепки-прищепки). При желании упростить процесс обработки материала появляются нож, линейка (рейка), шаблоны для нарезки лент, ленторез. При плетении используется коточик (кодочик, кочедык и др.) из кости, дерева или металла. С его помощью расширяются промежутки между сплетёнными лентами, за счёт этого становится проще протаскивать ленту наружного слоя. Набор инструмента мастера, который работает с пластовой берёстой расширяется. Это и шило для прокалывания отверстий для прошивания пластов между собой, и инструмент для заготовки и обработки соснового корня – металлический крюк/скоба для вытаскивания корней из земли, инструмент для очистки корня (несколько видов такого инструмента), инструмент для расслаивания корней. Набор мастера изготовляющего туеса дополняется пробойником – инструментом для пробивания замков, инструментом для обработки дерева, киянка используется для вколачивания донца в сколотень, чеканы для подчёркивания красоты туеса и некоторые другие специфичные инструменты. Как правило, у каждого мастера есть какой-то свой особенный инструмент, поэтому перечислить все приспособления не представляется возможным.
Перечень основного инструмента:
|
|
|
Изображения некоторых инструментов:
Жестяные шаблоны | Чекан из текстолита | Чекан деревянный |
Чекан из текстолита | Коточики костяные | Киянка |
Металлическая линейка | Набор надфилей | Нож |
Нож | Ножницы | Пробойник |
Шило с утолщённым жалом | Шило с утончённым жалом | Стамеска плоская |
Циркуль | Циркуль |
Типы ленторезов Ленторез предназначен для нарезки берёсты в виде лент (полос, лычек). Ленторезы условно можно разделить на две группы: инструмент для выравнивания ленты берёсты из клубка и инструмент для нарезки полос из пласта. Отличие в том, что первый инструмент обрезает с двух сторон, а второй только с одной. Лента используется для плетения крупных и сложных предметов. Полосы используются для плетения небольших изделий, сборных изделий (например, шаркунок) и как вспомогательные. Ленторез для ленты может быть сделан из двух ножей, перпендикулярно закреплённых на плоскости для протаскивания ленты или под определённым острым углом. Ширину ленты задаёт расстояние между ножами. Так же известен инструмент, режущая часть которого выполнена из двух пар вращающихся на оси заточенных шайб. Ленторез для полос выполняется как в настольном, так и ручном виде. Один край обрабатываемой берёсты касается упора (деревянный, например), а другая сторона режется одним или двумя ножами, которые находятся в одной плоскости. В вельском краеведческом музее находится ленторез, выполненный в виде корневой прялки, на основание которого нужно было садиться, а лента пропускалась через вертикально закреплённые ножи на горизонтальном бруске на уровне груди. Ширина ленты задавалась клинышками, которые вколачивались между ножей.
Изготовление зажимов Для начала перечислю известные мне зажимы: канцелярские скрепки и “крокодилы”, бельевые прищепки, зажимы из веток деревьев. Мне известно, что один мастер запрещал своим ученикам пользоваться канцелярскими скрепками, а учил делать и использовать свои. Вот мы сейчас быстренько их и сделаем. Срежьте ветку берёзы или черёмухи такой толщины, которая будет удобна для применения. Лучше сделать разные по размеру зажимы для крупных и небольших изделий. Вырезайте палочки из ветки так, чтобы на одном конце был сучёк. Длина может варьироваться от 3 до 10 сантиметров. Противоположный от сучка конец палочки заострите с одной или двух сторон. Затем расщепите её ножом на две равные половины до сучка. Вот и всё. Изготовление шаблонов
Шаблоны различных размеров удобно использовать, если у вас нет возможности самим сделать или заказать мастеру по металлу ленторез. Шаблоны выполняются из жести. Лучше подходит жесть, которую используют при строительстве, но так же можно вырезать шаблон из консервной банки, затупив края. При отсутствии жести, для временного пользования, можно изготовить шаблон из картона. Ниже приведены схемы изготовления шаблона.
Изготовление чеканов
Чеканы могут быть выполнены из самого различного материала: дерева, металла, кости, текстолита и др. Металлический чекан можно выполнить в форме цветка или солнца. Для этого возьмите гвоздь на 150-200 мм. и напильником сточите острый конец до круга в торце. Затем возьмите треугольный надфиль и наметьте диаметральную среднюю полосу. Далее стачивайте надфилем под углом 30 градусов торец гвоздя от центра к середине. Так можно проделать несколько раз (6 и более). Затем попробуйте сделать оттиск на берёсте. Чеканы из другого материала изготавливаются с помощью того же напильника и надфиля, но могут быть использованы и угловая стамеска, нож и дрель со сверлом по дереву.
Как снять бересту
Заготовка бересты сопровождается рядом особенностей, которые необходимо соблюдать, чтобы не навредить природе и самому себе, а также рационально заготовить сырье для производства. Ведь не стоит забывать, что от срока хранения зависят свойства бересты (со временем ухудшаются), поэтому не стоит брать больше, чем сможешь израсходовать до следующего периода сбора. Заготовка бересты производится в местах планирующейся валки леса и по предварительной договорённости с местными лесными хозяйствами. Такая работа с берестой в берёзовом бору может сильно навредить деревьям, да и просто испортить их внешний вид. Поэтому заготовка бересты запрещена в парках и близ жилых селений, если не планируется законное спиливание леса.
Сроки заготовки бересты зависят от географического положения и особенностей местности. Так, в Вологодской и Архангельской областях период может начинаться с середины июня и продолжаться месяц, чаще всего, или немного дольше.
Перед планированием похода за материалом необходимо сделать пробные «вылазки», чтобы определить, как хорошо отделяется береста от луба. Такие проверки можно начинать делать в разных местах уже с начала июня.
На Земле произрастает примерно сто двадцать видов берез. Из них около сорока встречается на территории нашей страны. Самая распространенная – береза повислая (или бородавчатая), вырастающая до 20 м и живущая приблизительно 120 лет.
Как и всякое дерево, береза покрыта корой, но корой не обычной, а состоящей из многочисленных тонких и одновременно прочных, очень эластичных, гладких слоев, которые легко отделяются один от другого (верхний эластичный слой березовой коры и называется берестой). С каждым сезоном количество слоев увеличивается, кора постепенно становится все толще. По их числу, как по годичным кольцам, можно установить возраст дерева.
Наружные слои березы повислой, как правило, бывают белыми и могут отличаться от других пород лишь его оттенками. Белый цвет коры отражает солнечные лучи и не дает стволу перегреваться в жаркие летние месяцы. Внутренние слои (те, что обращены к лубу) имеют разный цвет, который варьируется от желтоватого до темно-коричневого. Наружные шелушащиеся слои – это изнаночная сторона бересты. В изделиях береста обращена к нам более прочными и красивыми внутренними слоями, которые поэтому называют лицевой стороной.
Береста по свои качествам бывает разной. По наблюдениям специалистов-берестянников, качество ее зависит: от возраста дерева, от местности, где растет береза, от здоровья березы.
На молодых березках (3-4 лет) бересты совсем не бывает. На березах 15-25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. На очень старых березах и близ комля береста бывает с наростами, трещинами и темными черточками. Лучшая береста — на средних березах, толщиной 75-100 см в обхвате.
С берез, растущих на слишком сырых, болотистых местах, береста получается непрочная, с шероховатостями, с множеством мелких и крупных черточек.
На открытых солнечных местах береста малорастяжима, непрочна. Лучше взять бересту с берез, растущих на умеренно влажных местах, в умеренно тенистых лесах.
Березы, пораженные болезнями, насекомыми, грибами, дают очень плохую бересту. Хороший материал дают совершенно здоровые деревья, и при этом береста должна быть снята на некоторой высоте от земли.
Бересту с деревьев снимают различными способами в зависимости от назначения: узккими лентами, листами или пластинами, сколотнями.
Возраст березы для снятия бересты 20-40 лет.
Издавна работа с бересттой занимала ведущее место в народных ремеслах народов севера России. Сохранились предметы, относящиеся к X-XVII векам. На бересте писали, из нее делали легкую и удобную обувь (лапти), посуди, игрушки и украшения. Особенно широко было распространено берестяное ремесло на европейской территории России: в Вологодской, Новгородской, Архангельской областях, в Великом Устюге.
И в наше время по воскресным и праздничным дням на рынках можно познакомиться с богатым и самобытным искусством мастеров, купить домотканые дорожки, вышитые цветным узором полотенца, изделия из дерева, но главное бересту: плетеные короба, корзины, лапти, солонки, игрушки, гирлянды бус, вазы, туеса, набирухи из коры берез.
Бересту заготавливают в разные сроки в зависимости от климатической зоны (в средней полосе — в мае-июне), для чего необходимо получить разрешение лесного хозяйства или лесничего. Заготовка бересты — занятие трудоемкое, требующее большой физической нагрузки, т.к. нередко приходится делать большие пешие переходы.
В народе бытуют приметы для начала заготовки бересты: когда появятся первые комары; когда первый гром прогремит; когда листочки на березе станут размером с пятикопеечную монету. Самая лучшая береста — ровная, с красивым рисунком узкими полосками, что наблюдается у одной из наиболее распространенной разновидности — березы пушистой. Растет она на большей части территоии нашей страны. Своеобразная особенность березу пушистой, позволяющая легко отличать ее от другого вида — березы бородавчатой, — это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Береза пушистая образует второй ярус в сосновых или редких еловых лесах и встречается в местах низменных и пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой.
Самую крепкую и плотную бересту дают березы, выросшие на сухих и каменистых почвах. У деревьев же, растущих на торфяниках и болотах, кора ломкая, с сучками, ее поверхность неровная и как бы изъеденная жучком.
Лучше брать бересту на вырубке леса, например, где прокладывают дорогу. Со спиленного или срубленного дерева можно легко снять бересту не только с нижней, но и с верхней части ствола. На большой вырубке материал запасают на многие годы. Береста должна быть гладкой, гладкой, без болезненных утолщений и наплывов. Лучшую бересту — плотную, слоистую и эластичную — получают с берез, произрастающих в смешанных лесах. Совсем не пригоден к работе материал, взятый в болотистых местах.
Белоснежная береста снимается легко, для чего надо только слегка надрезать ствол сверху вниз, не делая горизонтального надреза. Ширина пласта может быть 35-40 см, а длина — в соотвествии с диаметром дерева.
Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Для заготовки пластовой бересты на стволе делают горизонтальные надрезы, для заготовки ленты (лыка) — спиральные вокруг ствола. Если нужны большие и цельные куски, то бересту надо снимать соспиленных деревьев, диаметром не менее 20 см, по возможности выбирая участки гладкие и без сучков.
Всю наружную (белую) сторону коры зачищают с помощью ножа или шкурки и освобождают от грязи и наросших грибков и мха. Внутреннюю сторону освобождают от остатков пористой коричневой коры и протирают влажной тряпкой. Для изготовления больших изделий подходит и толстая береста. Для мелких же — толстую бересту распаривают и расслаивают на два-три слоя руками, без дополнительных инструментов. Работу надо производить аккуратно, не торопясь. Молодую и свежеснятую бересту можно не парить, а лишь чуть смочить водой.
Бересту, снятую любым из перечисленных способов, необходимо просушить и хранить в сухом , затемненном и прохладном месте. Пластовую бересту больших размеров лучше хранить под грузом, уложив пласты друг на друга.
Берестяные пласты хорошо окрашиваются анилиновыми красителями. Сначала из бересты вытягивают дубильные вещества. Для этого ее замачивают в мыльном растворе или в растворе пищевой соды. Затем бересту закладывают в горячий раствор с красителем на 2-3 часа, в зависимости от задуманного тона. Для просушки окрашенную бересту крепят к веревочке, зацепив кончик листа канцелярскими скрепками или прищепками для белья. Не следует ждать, когда она полностью высохнет, работать лучше все-таки с слегка влажной берестой. Если нужно выпрямить бересту, то тонкие пласты можно просто прогладить утюгом.
Очень красив цвет и некрашеной бересты, покрытой бесцветным спиртовым лаком, который предварительно подогревают и наносят мягкой волосяной кисточкой.
Режут по бересте кончиком очень хорошо заточенного ножа, бритвой или ножницами. В местах закруглений следует пользоваться маленькими ножницами с закругленными концами, а для вырезания отверстий, наоборот — с острыми концами или ножом. Повторяющиеся кружочки можно пробивать пробойником.
Чтобы береста лучше крепилась к основе, например к толстому картону или к другому куску бересты, на них нужно приклеить тонкую бумагу и только потом вырезать рисунок. Клеить лучше жидким столярным клеем или ПВА. При использовании клея ПВА желательно приклеенную бересту потом прогладить через плотную бумагу не очень горячим утюгом.
В любом случае склеенное изделие или его части для предотвращения скручивания и деформации бересты следует поместить на некоторое время под пресс для выравнивания.
Дерево для снятия бересты выбирают в зависимости от творческих задумок. Для мелких изделий требуется тонкий, мягкий материал: его берут с молодых берез небольшого диаметра. Но в любом случае возраст дерева должен быть не менее 15 лет.
Нарезав бересту пластами, ее держат в тени. огда береста начнет закруиваться, ее скатывают в рулоны, последовательно наматывая пласты светлой стороной наружу. При этом следует совмещать концы пластов, прижимая верхним слоем нижний, чтобы при высыхании они не закрчивались.
Смотав в рулон 8-10 пластов (количество зависит от их длины), его заворачивают в бумагу и перевязывают шпагатом или проволокой.
Для изготовления туесков-бураков, в которых можно хранить жидкие или скоропортящиеся продукты, нужна бесшовная внутренняя часть, которую целиком снимают с дерева. Называют ее по-разному — дупле, сколотень или берестяной цилиндр. Такую цельную бесшовную бересту снимают только со спиленных деревьев. Заготовка материала для туесков-бураков представляет особую трудность.
Не всякая береза годится для снятия сколотней. Нужно выбрать ствол с чистой и гладкой поверхностю, без наплывов и трещин. Ствол распиливают, затем удаляют участки с сучьями, на ровных частях делают кольцевые надрезы и ри помощи тонкого клина-щупа или толстой стальной проволоки понемногу отделяют бересту. Затем ее сдергивают и получают цельный цилиндрический сколотень.
Сколотни снимают одновременно с двух концов, начиная с тонкого конца ствола. Снятые сколотни также протирают тряпкой.
Заготовка бересты с погибших деревьев В лесу часто можно встретить упавшие березы, у которых сгнила древесина, а береста осталась целой, или сухостойные березы, поврежденные грибом-трутовиком. У таких берез береста отделяется легко в любое время года. Внутренний слой ее имеет различные оттенки красно-коричневого цвета и используется для украшения изделий.
Техника безопасности Находясь в лесу, надо быть предельно внимательным. Нельзя появляться на делянке во время вырубки леса — это очень опасно. Пользоваться ножом следует умело и осторожно. Коллективный выезд на заготову бересты проводят только под руководством педагога. При себе необходимо иметь аптечку для оказания первой доврачебной помощи.
Преимущества самостоятельного изготовления
Некоторые люди всерьез удивляются: зачем тратить столько времени, если можно приобрести готовый нож в магазине, а не покупать отдельно хвостовик, после чего трудиться над созданием рукояти.
Но ведь при ручном изготовлении у вас появляется прекрасная возможность подогнать ручку ножа под свою руку, сделать ее идеально эргономичной. Кроме того, сам факт обладания ножом с рукоятью, изготовленной своими руками, греет душу каждого ножемана. Впрочем, здесь дело вкуса и личных предпочтений.
Источники:
- https://russianarts.online/75835-lozopletenie/
- https://drevologia.ru/bereza-svojstva-drevesiny-poleznye-svojstva-berezy/
- https://www.syl.ru/article/364364/chto-takoe-beresta-kak-ee-ispolzuyut
- https://www.severberesta.ru/handling-birch-bark
- https://truehunter.ru/430663a-rukoyat-iz-berestyi-opisanie-izgotovlenie-svoimi-rukami-foto