Как вязать узел-удавку: инструкция

image

Как завязать морской узел Булинь

Его также называют беседочным и относят к основополагающим узлам. Он содержит в себе элементы нескольких схем, что придает ему универсальные свойства: крепление позволяет осуществлять швартовку, подстраховывать моряков, фиксировать канат к гаку. Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины. Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.

image Узел Булинь

Схема вязки морского узла для начинающих:

  1. Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
  2. Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
  3. Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
  4. Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.

Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.

Морской узел может спасти жизнь

Однажды в море случилось несчастье. Моряк-подводник по неосторожности упал в ледяную воду. Пока корабль подходил на помощь, человек успел сильно замерзнуть. Попытки кинуть спасательный круг оказались неуспешными.

Было принято решение бросать канат. У тонущего руки обмерзли, он не мог самостоятельно совладать с веревкой. Человек опоясал себя, но затянуть самостоятельно не было сил.

Моряки потянули канат, он затянулся самостоятельно. Конструкция смогла удержать потерпевшего, его вытянули на палубу. Веревочное крепление спасло не одну жизнь, поэтому к нему относятся с уважением.

Соединить качественно тросы непросто. Классические узлы, которые применяются в быту для шнурования, для морского дела непригодны. Это универсальная конструкция, которая быстро завязывается и легко развязывается рывком.

Вязание морского узла восьмерка

Это типичная модификация, получившая свое название благодаря характерной форме. Восьмерку обычно выполняют для образования стопора или устойчивого крепления. Главный плюс – с ней легко иметь дело, даже если канат намок.

Узел восьмерка

Как вязать морской узел:

  1. Обвести ходовым концом коренной, вытянуть первый сверху так, чтобы получилась петля.
  2. Проткнуть ходовым концом образовавшуюся петлю таким образом, чтобы затем его можно было завести за себя.
  3. Затянуть.

Классификация морских узлов

Узел для моряков имеет особое значение. Изначально, как только было создано первое парусное судно, все снасти крепились с помощью веревок. Все управление парусами было в прямом смысле завязано на тросах и блоках. И на таких огромных парусных судах, как «Седов» или «Крузенштерн» общая длина всех веревок и снастей измеряется десятками тысяч метров. И во всех разновидностях морских узлов обязан был разбираться любой матрос.

В эпоху расцвета судоходства, когда моря бороздили фрегаты, каравеллы и клиперы, существовало около 4000 видов морских узлов. До наших времен сохранилось примерно 700 способов, как вязать морские узлы. В современных мореходных училищах изучают не больше 40 морских узлов, опытный яхтсмен способен обойтись дюжиной. Но никто не преуменьшает значимость морских узлов как для парусных яхт, так и для моторных. Используя их, нужно пришвартоваться в марине, привязать кранцы, поднять груз или взять кого-то на буксир.

Важная особенность морских узлов — они должны выдерживать многотонную нагрузку, но при необходимости — развязываться без особых усилий. У каждого узла — свои функции, на основе чего выделяют несколько категорий.

  1. Стопорные узлы (knots) — с утолщением на окончании, связывают коренной и ходовой концы. Например, позволяют удержать шкот или фал в стопоре во избежание выскальзывания.
  2. Закрепляющие узлы (hitch) — позволяют прикрепить веревку ходовым концом к другому канату, элементу такелажа или предмету. Например, прикрепить флаг, пришвартоваться в марине.
  3. Cвязывающие узлы (bend) — соединяют между собой даже разные по толщине веревки. Например, когда при постановке на растяжку у берега не хватает длины швартова.

Среди видов морских узлов различают еще затягивающиеся — те, что при нагрузке становятся только крепче, и незатягивающиеся — те, что сохраняют свою форму. Например, завязанные петли можно регулировать по размеру, при натяжении узел остается неподвижным.

Схема вязки прямого морского узла

Одна из самых старых модификаций, в Древней Греции узел называли геркулесовым. С его помощью можно крепко соединить два каната, имеющих примерно одинаковый диаметр. Но схему нельзя назвать надежной: при больших нагрузках место стыка будет чрезмерно натягиваться, часто оно сползает по тросу. Его не рекомендуется использовать в ответственных ситуациях и тогда, когда запланирована деятельность с погружением в воду.

Прямой узел

Классическая методика:

  1. Взять 2 ходовых конца тросов, один должен охватить второй.
  2. Второй конец образует открытую петлю.
  3. В эту петлю необходимо протянуть канат таким образом, чтобы первый конец тоже был оплетен.
  4. Затянуть обе веревки.

Существует подвид прямого узла – рифовый, он отличается возможностью быстрого развязывания.

Прямой узел

Это древнегреческий узел, связывающий два каната. Для получения желаемого результата необходимо, чтобы оба каната были одинаково пластичны и со схожим диаметром.

Прямой узел часто используется и легко завязывается, но не отличается надежностью: в случае намокания или под воздействием нагрузок узел сползает и сильно затягивается. Следствием таких весомых недостатков стало редкое его использование при выполнении сложных и опасных работ.

Как вязать удавку-узел такого вида, знает почти каждый: два каната дважды переплетаются и затягиваются. Но часто допускается ошибка, ведущая к ослаблению всей конструкции узла. Поэтому необходимо отдельно остановиться на том, как правильно вязать морской узел-удавку такого типа.

Итак, когда концы переплетаются во второй раз и затягиваются, то вместо прямого узла получается «бабий» узел, не обладающий прочностью. Также его сложно развязывать после сильных нагрузок.

Для получения прямого узла нужно согнуть петлю на первом плетении, а другим концом обойти петлю с внутренней части во внешнюю. В итоге концы стягиваются и образуют прямой узел.

Полуштык и штык

Полуштык не затягивается, для его выполнения ходовым концом оборачивают предмет, на котором планируется закрепить трос, обводят коренной и пропускают сквозь образованную петлю. Далее оба конца скрепляют вместе. Узел способен выдержать большой вес, отличается надежностью.

Узел Штык

С помощью штыка фиксируют швартовые концы и выполняют буксировку. В его основе лежит 3 полуштыка – этого количества достаточно для любых целей. Нельзя считать, что 4 или 5 полуштыков более крепкие, эффект при использовании будет тот же.

Как завязать узел?

Как привязать трос к якорной системе, канат к своему плавучему товарищу? С помощью надёжного узла! Есть такое понятие как «якорный узел». Некоторые путают его с похожим креплением, которое именуется «простым штыком со шлагом». Но наиболее безопасным и эффективным считается именно якорный узел, его можно вязать так:

  1. Два раза протяните трос вокруг проволоки. На втором разе не затягивайте, чтобы под образовавшейся петлёй прошла верёвка.
  2. Ходовую часть троса пропустите поверх другой, проведите под петлёй и немного затяните.
  3. Отрезок протяните по главной области троса. Засуньте его в образованную петельку.
  4. Свободную часть прикрепите к устойчивой с помощью проволоки, чтобы система стала ещё более безопасной.

Правильный процесс представлен на фото:

Можно использовать и другие узлы, главное, чтобы они были надёжными, но не очень сложными.

Вот хорошее видео о том, как правильно привязать якорь для лодки ПВХ с помощью надёжных узлов:

Как завязывать морской узел рыбацкий штык

Якорный узел: как вязать?

Чтобы избежать непонимания у читателей, далее будет представлена пошаговая инструкция без применения морской терминологии:

  1. Вокруг предмета дважды обернуть трос. Второй обнос делать без затяга, иначе под него не пройдёт верёвка.
  2. Ходовой конец каната опустить поверх неподвижного, провести под свободно лежащей петлёй, слегка затянуть.
  3. Оставшийся отрезок обернуть вокруг основной части троса. Просунуть его в получившуюся петлю.
  4. Свободный конец закрепить с неподвижным при помощи стяжки или проволоки для дополнительной безопасности.

Это интересно: Первая медицинская помощь при охлаждении организма и отморожении

Как ранее было сказано, якорный узел крайне схож с другим, название которого – простой штык со шлагом. Люди, не связанные с судоходной сферой, обычно часто их путают. И это неудивительно. Однако стоит помнить: при выполнении серьёзных работ данный узел подходит намного лучше.

Дополнительные полуштыки (действия, описанные во 2 и 3 пункте) делают его более безопасным. И если бы тот узел, с которым путают якорный, в действительности использовался для крепления каких-либо частей судна, он быстро получил бы новые модификации. Иначе ему нельзя было доверить тросы с сильной тягой.

Схема воровского морского узла

Основные морские узлы и их применение

Прежде, чем вставать к штурвалу и работать с парусами, нужно учиться вязать морские узлы. С этого начинается практическое обучение яхтингу. На борту любая мелочь имеет значение. Даже то, как вы складываете моток веревки в бухту и вешаете на просушку.

Есть два основных термина, которые следует запомнить, чтобы вы могли следовать инструкциям.

Коренной конец — это та часть веревки, которая остается неподвижной.

Ходовой конец — часть веревки, которая остается свободной и активно используется в работе.

Необычные морские узлы с названиями «кошачьи лапки», «воровской», «змеиный», «баранья нога», «крабья петля», «мартышкина цепочка», «пьяный», «устричный» вызывают огромное любопытство. Подробнее о них можно почитать, например, в книге Льва Скрябина «Морские узлы». Новичкам парусного спорта для начала достаточно знать, какие основные морские узлы используются чаще всего.

Восьмерка

Классика. Название отражает форму. Этот морской узел можно без усилий завязать, даже если веревка намокла. На парусной яхте узел «восьмерка» обычно используется как стопор и крепление. Используя «восьмерку», можно сделать ручки для ведра или завязки для санок, натянуть струны гитары или сделать собачий поводок более удобным.

Как завязать морской узел «восьмёрка»:

  • Создать петлю. Для этого обнести ходовой конец вокруг коренного, а затем вытащить конец сверху.
  • Ходовой конец завести за себя и продеть в петлю.
  • Затянуть.

Как завязывать бабий и тещин морской узел: простая схема

Вариации крайне схожи: это два ошибочных способа формирования воровского узла. Названия «бабий» и «тещин» имеют в основе бытовую специфику применения – их повсеместно используют для соединения веревок, но не учитывают ненадежность и даже некоторую опасность скользящего крепления.

Бабий узел

Вязание морского узла не отличается сложностью: два ходовых конца пропускают друг через друга в разных направлениях и дублируют это действие в зеркальном отражении.

Профессионалы-моряки и приверженцы активного образа жизни демонстрируют бабий узел только в учебных целях, так как его применение в полевых условиях чревато травмами и порчей имущества.

Тещин узел отличается от бабьего тем, что здесь концы троса исходят из готовой комбинации в диагональном направлении. Модификация впервые была использована в европейских странах в судоходстве, но впоследствии ее заменили более практичными и крепкими вариантами вязки, не имеющими способности самопроизвольно развязываться. Теперь на практике ее можно встретить лишь в подсобном хозяйстве в качестве вспомогательного звена для упаковки сырья и продуктов питания.

Для выполнения тещиного узла следует:

  1. Образовать неполную петлю из ходового конца одной веревки.
  2. Второй конец провести в петлю по направлению сверху вниз, обогнуть первый канат и вывести наружу.

Даже если крепко затянуть, велика вероятность, что при дальнейшем натяжении связка раскроется.

Обычная петля-удавка, или эшафотный морской узел

Вначале нужно разобраться, как вязать удавку-узел по примеру обычной петли-удавки. В парусном деле она называется «эшафотный» узел. Такое название он получил из-за своих затягивающих свойств петли под давлением веса предмета. Этот узел считается достаточно крепким и надежным, чтоб выдержать предельное давление на веревку, и широко используется для крепления разного рода предметов.

Ниже изображена пошаговая инструкция с фото, как вязать морской узел-удавку «эшафотный»:

  1. Придать веревке форму буквы «Z».
  2. Обмотать ходовым концом центральную часть, оставляя петельки по бокам.
  3. Вставить этот конец в правую петельку с передней стороны.
  4. Левую петельку затянуть.
  5. Отрегулировать необходимый диаметр левой петли.

Следует отметить, что данная инструкция предназначена для правши. Левшам нужно проделывать все описанные действия в «зеркальном» порядке.

Есть и другой способ, как вязать морской узел-удавку «эшафотный»:

  1. Образуется петля.
  2. Центр петли обматывают по часовой стрелке ходовым концом каната, оставляя две петельки по краям.
  3. Ходовой конец каната продевается в верхнюю петлю с тыльной части.
  4. Нижняя петля натягивается рукой до затягивания верхней петли.

Получается самозатягивающаяся петля, имеющая возможность свободно перемещаться вдоль веревки.

Ссылка на основную публикацию
Похожее