Опубликовано: 20.11.2019 Категория: Авторский очерк Путешествие на лодке (большие расстояния) практикуется у нас в стране с XV в. На весельных плавсредствах ходили по реке паломники, кланяясь всем православным храмам (дело в том, что к тому времени церквей стало в десятки раз больше). Позже на малых стругах медленно сливались в единый флот бунтари. С каждым последующим годом речной трип носит все меньше религиозного или политического окраса, используясь в мелкопромысловых или эстетических целях. А сегодня это отдых.
Речной туризм
Речной туризм – востребованный вид путешествия, основывающийся на использовании в качестве транспортной артерии проточного водоема. Под одним из терминов (в противовес сплаву) подразумевают применение исключительно моторных средств передвижения: от круиза на теплоходе или крупном лайнере до романтичного трипа на обычной «моторке». Хотя слово «обычная» к современным моделям не подходит. Данный транспорт в последнее время стал обладать слишком широкими возможностями, делая незабываемым все путешествие. На лодке по России – туристическое направление, которое популярно не только у рыбаков, но и у людей, которые ставят целью мирное созерцание медленно меняющихся пейзажей, фотографирование окрестностей или идиллию у прибрежного костерка…
В чем отличие тура? Вы перемещаетесь не через загазованную выхлопами трассу или загнанную между гаражами и искусственными лесополосами «железку». И не через облака (не видя ничего внизу). Турист неспешно осваивает курортную местность. В любой ее точке реально остановиться на привал, на фотосессию, для того, чтобы искупаться или поставить палатку. Нет запрещенных для парковки мест. Никто не будет взимать плату за стоянку транспортного средства, за ночь вашего проживания или за просмотр официальных красот…
Первые трудности
Плотин через реку больше не встречалось, да и мостов было немного: железно-дорожный у станции Сура на границе Пензенской области. Запомнился также один автодорожный, так как он был понтонный, и его пришлось обходить по берегу, перетаскивая всё наше имущество. В том числе и лодки с моторами. У какого населённого пункта он находился, точно сказать не могу – никакой географической карты у нас не было. Да она нам, по сути, и не нужна была. Поскольку главной целью являлась Волга, а её мы никак не могли миновать.
Ночевали мы, как правило, на песчаном берегу. Еду готовили на костре из тех продуктов, что у нас были – варили супы и каши (из брикетов). Иногда варили уху из рыбы, которую ловил Лёва. Он один имел удочку и занимался рыбалкой. Был у нас с собой и небольшой бредешок, которым мы также иногда ловили рыбёшку.
Обед на Суре. Слева направо: Гусев-старший, Котов и автор.
Так мы и спускались по реке, пока не добрались до крупного посёлка Сурское в Мордовии. От Пензы по реке он отстоит примерно километров на 300. Чем же он нас привлёк? В первую очередь тем, что от него до самой Волги Сура стала судоходной. По ней двигались небольшие теплоходы; буксиры, тащившие за собой баржи с различными грузами, в основном лесом, кирпичом и кое-какими хозяйственными товарами. Отсюда на Суре уже был размечен фарватер реки – створные знаки на берегу на поворотах реки. Надо сказать, что Сура – очень извилистая река с множеством поворотов и перекатов.
Готовимся к круизу
Путешествие по рекам России (как, собственно, и по всем остальным) требует тщательной подготовки. Если у вас еще ничего нет, то прочитайте вот эту главу.
Выбираем лодку
Как вы догадались, маломерное судно с подвесным мотором – это как раз то, что будет рассматриваться в нашем обзоре. Начнем с того, что вам следует выбрать между:
- мини-катером (он до 3,5 метров в длину, и в нем есть даже капитанская полукабина!);
- железной «посудиной» (за простоту и крепость ее любят пожилые рыбаки);
- ПВХ-агрегатом;
- «резинкой» (последняя – самая мобильная в плане заброски).
У каждого варианта есть минус. У первых двух это – цена, расход топлива и потребность в эллинге. А что касается отдельно «алюминия», то он слишком хорошо проводит звук и тепло, распугивая рыбу. «Резинка» же под тяжестью мотора (даже легкого электрического) все время старается задрать нос (ровное положение возможно только с 2 людьми, один из которых всегда будет впереди).
Другое дело – разновидности из ПВХ. Данный кластер сейчас в особом почете, так как отрицательных черт у него почти нет. Лодка на «баллонах» спокойно загружается на крышу машины, прекрасно умещается в гараже, требует фиксированного количества бензина (намного легче металлических собратьев). Довольно устойчива: ведь все-таки тяжелее обычной шлюпки, изготовленной из простой резины. Такие оптимальные альтернативы делятся на собственные подвиды. Размерный ряд включает параметры от 1 до 2,5 метров (вместимость от 1 до 5 человек). В плане функционала список включает:
- sport (более жесткие и с аэродинамическими контурами);
- roll up (складываются на две части, при этом вместе с полом);
- air deck (гибкий пол);
- rib (самые просторные и тяжелые).
Главное преимущество серий roll up и air deck заключаются в том, что их (с веслами и с прочими комплектующими) можно транспортировать даже без помощи авто. Достаточно двух взрослых мужчин. Однако лишь на первый и последний варианты реально установить серьезный («долгоиграющий») бензиновый мотор. Для многокилометрового приключения. Далее говорим как раз о моторах. На рынке их много.
Выбираем мотор
Путешествие на моторной лодке уже в самом названии предполагает наличие бензо-механического или электрического устройства. У всех на устах японские или немецкие ДВС. Требуется понимать, что сейчас и на отечественных просторах выпускают достойные движки. Всех литровых классов. Под них и рынок комплектующих «заточен».
К примеру, легко найти моторы и запчасти Sea Pro. Производитель обладает широкой сетью филиалов. Кроме того, на «рибах» (а впятером и с палатками отправляются именно на них) хорошо зарекомендовали себя еще такие бренды:
- Вихрь;
- Нептун;
- Бийск;
- Салют;
- Нара;
- Прибой;
- Ветерок.
Большинство перечисленных марок выпускаются на заводах, основанных еще в 60-е годы. Мы видели эти моторы в сценах десятка популярнейших советских кинолент. Моторная отрасль в родном государстве развивается быстрыми темпами. Однако из всего этого многообразия для длительного водного похода вам следует выбирать исключительно бензиновый мотор (на берегах вас не будут ждать розетки для зарядников). Он самый вместительный. Дело в том, что бензозаправочные станции близ рек есть (на Астраханщине они устроены даже на самих водоемах). Но их очень мало.
В итоге следует вливать как можно больше топлива за один раз. Больше всех «жрет» аэролодка. Особенно при движении против течения. Электродвигатель подойдет разве что для недолгого передвижения в судне на воздушной подушке. Знайте: корпус (с лавками и веслами), а также двигатель – это еще не все, что нужно для трипа. Читайте ниже о приспособлении для ваших вещей.
Выбираем герметичный мешок
Мешки из непромокающего (как правило, синтетического) материала делятся по набору функций. Некоторые выполняют издавна привычную роль «тары-подушки». Но недавно появились еще и мешки-якоря. То есть свою поклажу можно смело выкидывать за борт. И место освободится, и лодка хорошо зафиксируется. Одно такое ноу хау получило прозвище «Каякорь». Его «изюминка» в том, что это еще и ведро! В общем, «3 в 1». Главное – все это тоже выпускается на наших предприятиях. Дорогие образцы (свыше 1 000 руб.) – лишь те, которые вмещают уже больше 60 л. Известный максимум – 180 л. В этого гиганта можно запихать 2 палатки, вещи 5 человек и газовую горелку. Лучший материал тот, из которого скроена сама лодка. Речь о ПВХ. Он вовсе неуязвим.
***
Жена моя! Ты, конечно, прочитала всё это, хотя я и предупреждал тебя этого не делать. Но ты женщина образованная и должна понимать разницу между художественным текстом и документальным описанием событий. Между личностью автора и его лирическим героем (тьфу, все школьные годы долбали меня этим «лирическим героем», и вот только сейчас я понял, для чего он на самом деле нужен!). Так вот, обнаженные купальщицы, конечно же, здесь продукт воображения лирического героя. Не было никаких купальщиц! А то, что они отсутствуют даже в художественном повествовании, свидетельствует тебе о моей всегдашней любви и преданности. Но любить можно не только женщину, не правда ли? Можно, например, любить лодку. Ведь она всегда ждёт меня и никогда ни в чём не упрекнёт…
Лучшие маршруты путешествия на лодке по реке
Популярное ныне северное путешествие на лодке – маршрут по Онеге. Летом на ее берегах красиво сушатся на ветру рыбацкие посудины. Табун лошадей создает шум. А душистый чабрец и тайга – запах. «Гвоздь программы» – созерцание деревушек, сохранивших свой первозданный вид. Заканчивается путешествие в национальном парке «Онежское Поморье». Заброска на авто комфортная – влажный песок на ривьере довольно плотный (колеса машин не увязают). Точками для палаточного лагеря могут стать любые участки. Часто здесь используют не мотор, а парус. Но это уже совсем другая история…
В Центральной части РФ бесспорным лидером является яхтенный путь «Из Москвы в Санкт-Петербург». А между парусниками проворно снуют именно «моторки». Маршрутная нитка – канал имени Москвы, Шошинское водохранилище, Иваньковское, Рыбинское и Шекснинское «моря». А еще Белое и Онежское озера, река Свирь, Ладожский бассейн. В пути ждут лиственные рощи и сосновые боры. Песчаные косы с кучами «сушняка», живописные заводи, шедевры деревянного и белокаменного зодчества. Но главный бренд скрепленного каналами пути – самые комфортные в РФ базы отдыха…
В Сибири путешествие на лодке по России чаще всего ассоциируется с Обью, Иртышом и Енисеем. Как вы догадались, «водников» привлекают их ширина (кое-где Обь имеет в поперечнике 20, а в разлив и 68 километров), протяженность проходимых отрезков (тут радует Иртыш), а также глубина и полноводность (эти 2 «конька» относятся больше к Енисею – географическому центру всего нашего Отечества). В низовьях холодно. Центральные фрагменты течения сильно подтоплены. Поэтому для палаточного отдыха чаще используются «верхи». Берега здесь высокохолмистые, сухие и лесистые. Вам откроются десятки обрывистых фрагментов (с идеальными «обзорками» речных изгибов). В Обь удобней выходить из Катуни (многие даже считают их единой водной «артерией»). Иртыш и Енисей отличаются тем, что при вашей возможности проведут сразу через полупустыню, степь, лесостепь, тайгу, лесотундру и тундру: продемонстрируют Сибирь.
А уральское путешествие на лодке – это, безусловно, река Белая. С ее прозрачной зеркальной глади (постоянно задирая голову) туристы рассматривают причудливые высоченные каменные останцы. Как правило, они-то и играют в русле роль яров. Самый интересный участок находится в Башкирии. «Скульптуры», пещеры, оборудованные рекреации на фоне пейзажей, которые трудно описать словами. После впадения в нее Уфы, Белая становится типично равнинной «водной дорогой». Увы, много охранных зон.
Самое запоминающееся южное путешествие по рекам России – проходы по волжским банкам на территории Астраханской области. Регион – один из трех, где еще с советских времен сохраняются речные ЗС. Нетрудно догадаться почему. Южнее Астрахани сухопутных трасс почти не остается – далее все перемещаются по водным. А к таковым относят 8 протоков. Старую Волгу, Шмагина, Бузан, Кизань, Бахтемир (заканчивается Волго-Каспийским каналом), Большую Черную, Болду и Тюрина. Последний водоем пограничный с Казахстаном. Фанаты описываемых походов съезжаются на праздник «Рыбацкая Деревня». И он каждый раз устраивается в разных локациях. Базы отдыха расположены только на главных банках. По дороге ко всем остальным нетрудно затеряться. Израсходовав весь бензин, страдальцы безропотно дожидаются пограничников, инспекторов Минприроды или рыбаков… В период разлива нетрудно разглядеть испуганно жмущуюся на островках фауну.
В Горьком
Одну ночь мы ночевали на берегу Волги, попался очень хороший пляж с почти белым крупным песком. На следующий день мы оказались уже в Горьком, остановились на одной из лодочных станций для мелких судов. Местные лодочники нас приняли хорошо, удивились, как мы на таких «скорлупах» до них из Пензы по Суре и Волге добрались. Оставили лодки на станции и отправились в город. В этот день Сергею Гусеву исполнилось 18 лет, купили ему подарок – что-то из одежды и обуви. Походили по городу, ночевали на лодочной станции. Разумеется, в центре Горького как следует поели в одной из столовых. Всё-таки Горький – это солидный город, не чета нашей Пензе в то время.
В Горьком. Василий Михайлович с сыновьями и автор
Дальше наш путь лежал к плотине Горьковской ГЭС, она в то время уже была построена. Мы намеревались пересечь Горьковское водохранилище, но… вот тут случилось первое серьёзное приключение. Двигаясь по Волге, мы по своей наивности провинциалов, видя большую воду, забыли про всякую осторожность. Шли мы не по фарватеру, хорошо оснащённому бакенами, а «на глазок» — вроде бы воды было много, и с размаху напоролись на гряду из камней. Оказалось, что и Волгу искусственно суживают камнями, как Суру плетнями. Вот на одну такую гряду одна из наших лодок, шедшая на хорошей скорости, и налетела. Вернее, налетела не сама лодка, а нижняя часть подвесного мотора. Удар оказался настолько сильным, что не только срезался винт, но и лопнула металлическая подмоторная плита, к которой крепится нижняя часть двигателя.
Советы бывалых
- Для управления крупными моделями описанного транспорта их владельцам потребуются права. Их выдает ГИМС – государственная инспекция по маломерным судам. Если транспорт тяжелее 200 кг – регистрация неизбежна.
- Желая изучить проходимую реку от начала до конца, стоит помнить: придется делать обносы обычных дамб, плотин ГЭС и водоохранных зон резерватов (в заказниках и заповедниках водоемы защищают от проникновения бензина и горюче-смазочных материалов). В итоге для долгого тура нужен бот из ПВХ (его с легкостью переместят двое мужчин, в то время как третий переносит мотор). Однако, в случае с тяжелым «движком» нужна сопровождающая ваш поход машина.
- Путешествие на моторной лодке чревато возникновением таких ситуаций как поломка двигателя, перевертывание, попадание на мель и повреждение дна. Чтобы избежать перечисленных неприятностей следует знать: во-первых, хотя бы основные принципы гидродинамики; во-вторых – лоцию выбранного потока.
- Запаситесь средствами индивидуального спасения – крушение возможно везде.
- Заранее отрегулируйте глубину погружения винта – «глотая» воздух, лопасти со временем разрушаются (из-за разницы давления происходит процесс кавитации).
- Топливо делят на 3 равные части – туда, обратно и резерв.
Скоростное путешествие на моторной лодке в советские времена считалось видом спорта. Он так и назывался – водно-моторным. В лихие годы «моторка» стала символом одновременно рыбинспекции и браконьеров. Их состязание – своего рода, тот же спорт. Но проигравшему в той гонке грозило не только олимпийское разочарование. Еще штраф. Или даже срок. Наконец, в наши дни «сплав на моторе» все чаще привлекает даже тех, кто не живет на водоеме. Появились лодки, которые легко довезти на авто или даже принести на плечах.
Сура стала судоходной
Знаки были очень примитивные: один створ фарватера – левый, обозначался деревянным колом с веточкой наверху. Другой – правый, деревянным колом без ветки. Вот по этим «бакенам» мы дальше и двигались, не выходя из фарватера, так как за ним для сужения и увеличения скорости воды делались запруды из плетней, внутри заполненных камнями. Напороться на такую запруду было бы весьма опасно, особенно для нашего маломерного флота.
Двигались мы, как правило, за солидными плавсредствами, они нагоняли большие волны, под одну из которых мы с Василием Михайловичем и попали. Лодка полна воды, мы мокрые с головы до пят. Пришлось останавливать наш караван, причаливать к берегу, вычерпывать воду, сушить одежду. Других неприятностей до самой Волги с нами не приключилось. Так как мы стали более осторожными в подобных ситуациях.
Иногда мы всё-таки встречались с местными рыбаками, но очень редко. Одна из встреч запомнилась больше всего. Есть на Суре, в Чувашии, такой город Шумерля. Так вот, местные рыбаки жаловались, что эта Шумерля загаживает Суру своими производственными отходами химического завода. Аналогично и у нас в своё время завод Медпрепаратов и завод ЗИФ сбрасывали в Суру много неочищенных стоков. Так что с экологией и 50 лет назад было далеко не всё благополучно!
А перед Шумерлей мы проплывали мимо ещё одного чувашского города Алатырь, находящегося на месте впадения одноимённой реки в Суру. В Алатырь мы не заходили, надобности не было.
Проблема разрешилась
Опять идём в автохозяйство. Встретившиеся работники говорят: «Идите непосредственно к шофёрам, руководство официально с вами говорить не будет. А через Пензу отсюда машины ходят». Так мы и сделали. Водители подтвердили, что начальству с нами возиться неохота, видимо, мало «навара». Два шофёра, выслушав наш рассказ, говорят: «Завтра едем через Пензу в Куйбышев (ныне Самара), вас возьмём, у нас место в машинах есть. Идите и готовьте лодки, в 7 утра мы будем на берегу Оки».
Вот так вариант с железной дорогой отпал. На лодочной станции в общей сложности мы прожили трое суток, относились к нам там хорошо. Столоваться ходили в Рязань через мост. Рязань – это всё-таки город областного значения, хотя в то время немного меньше Пензы по населению.
В последний раз переночевали на лодочной станции, поблагодарили любезных хозяев. Встали пораньше, собрали все вещи, а в 7 утра два «степных корабля» нас уже ждали на берегу. Мы быстренько погрузили в машины всё своё хозяйство, в кузовах для этого места оказалось достаточно. Одна машина везла тяжёлую, но занимающую мало места чугунную задвижку. Вторая – малогабаритный станок (токарный или фрезерный). Машины были марки «МАЗ», в каждой кабине имелось по три сидячих места (включая водителя) и одно лежачее. Что и нас, и шофёров, вполне устраивало – ведь нас как раз было 6 человек – по 3 в каждую машину. В общем, уселись, и – прощай, Ока, прощай Рязань, здравствуй, Пенза!