Колено для удочки

Поломки телескопической удочки и ее ремонт

image

Чтобы понять, как осуществить ремонт телескопических удилищ, необходимо разобраться в том, какие поломки случаются чаще всего.

Чаще всего ломается колено в его нижней, средней или верхней части.

В соответствии с типом поломки выбирается определенный способ ремонта удилища.

Очень часто ломается полый по всей длине хлыст обыкновенной маховой удочки:

  1. Обычно портится первая треть верхней длины хлыстика. Чтобы починить его, необходимо подобрать и установить новое связующее звено.
  2. Реже происходит поломка хлыста второго колена. Тут поможет намотка стеклоткани до нужного диаметра и подгонка к следующему конусу. Конечно, удочку придется немного укоротить, но на качество ловли этот мало повлияет.
  3. Редко ломаются бланки с монолитной углепластиковой вставкой. При неаккуратном использовании может сломаться верхушка вставочной части, но ее легко отремонтировать с помощью алмазного надфиля и нового коннектора.

Проще обстоит дело с ремонтом штекерных удилищ.

Излом хлыста здесь происходит нечасто, так как нагрузки приходятся на резиновый наконечник-амортизатор. Если это и случается, то проблему легко решить подбором новой тефлоновой втулки.

Ремонт верхних и средних колен взаимосвязан с местом поломки:

  1. Поломка верхней части предполагает наращивание заходной части тонкого колена, чтобы место соединения сместилось на неповрежденную часть колена. Место поломки равняют и покрывают углепластиковым бандажом, способным предотвратить дальнейшее разрушение снасти.
  2. Если сломалась нижняя часть — также делают бандаж около 6-8 диаметров колена в месте излома.

Кроме этого, можно подравнять места слома и установить верхний обломок в нижнюю часть:

  1. Место стыка обрабатывают наждачной бумагой изнутри и снаружи.
  2. Склеивают обычно эпоксидным клеем, следя за отсутствием излишек как внутри полости, так и снаружи.
  3. Бороться с ними поможет ватный тампон, смоченный в растворителе.
  4. После отвердения смолы снаружи устанавливается двухслойный стеклотканевый бандаж, мешающий бланку разрушаться дальше.

Такой способ подходит для ремонта верхних и средних колен штекерных удочек.

О том, как отремонтировать нижние колена, стоит поговорить более подробно. Если такая поломка произошла, то устранение ее заключается единственно во вставке втулки и наложении бандажа.

Лучше всего использовать втулку из углепластика, схожего с ремонтируемым удилищем качества.

Бандаж предстоит делать как внешний, так и внутренний. Втулка по длине должна немного превышать 6 диаметров колена. Тонкое колено должно свободно двигаться во втулке.

Сложность ремонта порой вынуждает рыболовов заменить весь стыковочный узел.

Но если вы все же взялись за починку и сделали все правильно, то отремонтированные удочки совершенно не потеряют своих свойств, немного пострадает лишь их внешний вид.

Ремонт телескопическогo удилища

  • Facebook
  • VK

Как и спиннинговые, телескопические и штекерные удилища имеют несколько характерных типов поломок, в соответствии с которыми выбирается определенный вид ремонта. Рассмотрим их по порядку.

Ремонт хлыста удилища

Нередкое явление – поломка пустотелого по всей длине хлыстика обычной маховой удочки. Чаще всего хлыстик лишается верхней трети длины. Исправление заключается в подборке и установке нового коннектора. Несколько реже случается поломка в месте выхода хлыста из второго колена. В этом случае помогает подмотка бандажа из стеклоткани с последующей подгонкой по диаметру и конусу зацепления. Конечно, и в том и в другом случае удилище станет немного короче, но несколько сантиметров на результате ловли вряд ли скажутся.

Практически не ломаются так называемые «спортивные» хлысты с монолитной углепластиковой вставкой. Благодаря более равномерному распределению сил по длине хлыста он гораздо лучше воспринимает нагрузку и не перегружает последующее колено. Редко при неаккуратном использовании ломается тонкая верхняя часть углепластиковой вставки, но несложно подровнять ее алмазным надфилем и приклеить новый коннектор.

Крайне редкий вариант поломки – разъединение вставки и пустотелой нижней части хлыста, однако это скорее брак производителя. Лечится вклейкой хлыстика обратно; для надежности стоит подмотать место стыка тонкой капроновой ниткой с пропиткой обмотки эпоксидной смолой или сделать микробандаж из стеклоткани. Можно попробовать поискать подходящий хлыст в магазине, но необходимо подобрать точно такой же (желательно от одинаковой модели), по жесткости и массе примерно соответствующий сломанному.

Один из вариантов – заменить пустотелый хлыст на «спортивный», но ни в коем случае не наоборот, иначе более жесткий пустотелый хлыст сломает второе колено даже при небольшой нагрузке. Такие поломки встречаются довольно часто.

Гораздо проще ситуация со штекерным удилищем для ловли с укороченной оснасткой. Здесь поломка хлыста довольно редкое явление, поскольку почти все нагрузки берет на себя резиновый амортизатор, но даже если она произошла, то всего лишь требуется переставить или подобрать новую тефлоновую втулку. Небольшой потерей длины можно пренебречь. При подборе нового хлыста лучше выбирать максимально жесткий и подходящий по посадочному диаметру. Часто в продаже бывают необрезанные хлысты большой длины, которые можно использовать как запасные части для штекерных удилищ разных моделей. Подгоняют их обрезанием алмазным надфилем под нужные диаметр и длину.

Ремонт верхних и средних колен

Ремонт данных колен зависит от места поломки. Если колено сломалось в верхней части, то простой и действенный способ – это нарастить заходную часть более тонкого колена таким образом, чтобы стык переместился на целый участок колена. Само место поломки подравнивают и обязательно накладывают на длину, равную двум-трем диаметрам сломанного колена, бандаж из стекло- или углеткани, который предотвратит поперечное растрескивание верхнего края колена. Такой ремонт очень прост, но требует аккуратности при подгонке конуса зацепления.

Еще проще, если поломка произошла в нижней части колена. По стандартной схеме накладывают бандаж длиной, равной шести-восьми диаметрам колена в месте поломки. Выкройку из стеклоткани (для этого необязательно использовать углеткань) делают прямоугольной формы. При подмотке желательно отступить на 1- 2 см от места поломки для удобства работы, а затем наждачной бумагой сначала грубой, а потом со средней зернистостью притереть конус зацепления. Более сложен ремонт при поломке примерно посередине колена. Конечно, можно воспользоваться одним из выше-описанных способов, но тогда длина удилища уменьшится почти наполовину колена.

Возможны следующие варианты действий. При достаточной конусности колен верхний обломок вставить телескопически в нижнюю часть, предварительно подровняв место поломки. Оптимальная длина зацепления должна быть равной пяти-семи диаметрам колена в месте поломки, минимальная – не менее трех диаметров. При меньшей длине зацепления соединение не сможет выдержать нагрузку. Место соединения обязательно зачищают наждачной бумагой снаружи колена от лака, а внутри – для удаления специальной смазки, которая не дает достаточной адгезии при склейке. Обычно используется эпоксидный клей. При склейке необходимо следить, чтобы не образовывалось наплывов и капель смолы на внутренней поверхности колена; их убирают тампоном, смоченным растворителем.

После того как смола полимеризуется, снаружи, непосредственно на стыке крайне желательно сделать неширокий (длиной в один-два диаметра колена) усиливающий бандаж, который предотвратит продольное растрескивание бланка. Для этого достаточно двух-трех слоев тонкой стеклоткани.

По такой же схеме ремонтируются верхние и средние колена (со второго до пятого, а иногда и шестого) штекерных удилищ для ловли с укороченной оснасткой. У них почти всегда имеется достаточная конусность, позволяющая произвести подобный ремонт с минимальной потерей длины.

Ремонт нижних колен

Труднее всего ремонтировать нижние колена телескопических и штекерных удилищ. У достаточно дорогих и качественных изделий эти колена почти цилиндрические, ремонтировать их описанным выше методом невозможно, и приходится делать полноценный ремонт с вклейкой втулки и накладыванием бандажа. В отличие от спиннинга, более серьезные требования предъявляются к втулке: она должна быть из углепластика, а еще лучше от удилища примерно того же класса, что и ремонтируемое. Ведь помимо центровки обломков колен ей приходится воспринимать приличную нагрузку, так как одним внешним бандажом обойтись трудно (или его придется делать слишком толстым). Длина втулки должна быть равной пяти-семи диаметрам колена в месте слома. При этом более тонкое колено должно свободно проходить во втулке, располагающейся в более толстом.

Довольно часто, особенно в так называемых «мини-телескопах», такое условие выполнить невозможно, и приходится формировать новую заходную часть. Кстати, отремонтированные комлевые колена штекерных удилищ рыболов вынужден возить отдельно именно из-за бандажа и внутренней втулки, которые препятствуют складыванию колен одно в другое. Однако это не мешает сборке удилища для приведения его в рабочее состояние.

Разумеется, бандаж для углепластиковых удилищ, а тем более для штекеров, необходимо выполнять из углеткани; он должен иметь толщину, равную примерно 1,2-1,4 толщины стенки удилища в месте поломки. Только в самом безвыходном положении можно сделать бандаж из стеклоткани, при этом для сохранения достаточной несущей способности он должен быть в 1,5-2 раза толще, чем стенка колена. Крайне неприятна поломка штекерного удилища в стыке.

Такой ремонт обычно настолько сложен, что даже в условиях мастерской зачастую проще заменить весь стыковочный узел, чем ремонтировать раздробленный. Наличие отремонтированного участка на штекере вообще не сказывается на его рабочих характеристиках. Может быть, только немного ухудшает внешний вид.

Общие случаи ремонта

Независимо от типа удилища износ стыковочных узлов неизбежен. Безусловно, рыболов может его существенно затормозить, следя за чистотой узлов и очищая их при необходимости. Но существуют такие виды ловли (например, летняя мормышка), когда удилище раскладывается за рыбалку десятки раз, причем нередко абразив попадает на удилище. Мне доводилось видеть удилища, которые буквально за один сезон разваливались на составные части. Между тем усилить стыковочный узел очень просто, достаточно наложить бандаж из пары слоев тонкой стеклоткани, а затем сделать подгонку захода. Такую работу можно произвести, когда узел уже изрядно износился.

Временная, но довольно эффективная мера усиления стыковочного узла – обматывание предварительно обезжиренного захода двумя-тремя слоями широкого скотча. Скотч следует приклеивать максимально ровно, без пузырей и складок. Такой защиты часто хватает на несколько рыбалок, а при необходимости ее легко заменить.

Удилища с кольцами

Все вышесказанное касалось удилищ без колец. Последние, к сожалению, сильно затрудняют ремонтные работы, поскольку, чтобы добраться до сломанного колена, приходится их демонтировать, а затем вновь устанавливать. Изредка удается обойтись полумерами: снимать кольцо только с верхнего колена, например при формировании заходной части. Но работать в этом случае очень неудобно, да и вероятность новой поломки сильно возрастает, ведь удилище может попросту выскользнуть из рук. Особенно много проблем возникает при работе с современными болонскими удилищами, в которые производители вклеивают внутренние пробки из микропористой резины для того, чтобы не разбивались края колен о пропускные кольца. Удалить их можно, но такая операция часто превосходит по трудоемкости сам ремонт.

Поэтому самый лучший вариант – максимально аккуратно обращаться с удилищем, стараясь не допускать поломок. Грамотный и качественный ремонт маховой удочки не слишком влияет на ее строй, массу и прочность и зачастую убирает потенциально слабое место. Многочисленные ремонты «боевого» удилища не влияют на его строй и прочность.

Статьи по теме:

Окраска искусственных приманок

Изготовление воблера

Самодельная бомбарда

Обновление старого удилища

Поломки фидерной удочки и ее ремонт

Ремонт фидерного удилища с сохранением его длины характеризуется в первую очередь применением бандажа.

Порядок действий такой:

  • сломанная часть насаживается на деревянную основу, смазанную воском;
  • тонкий слой стеклоткани подогревают и смазывают эпоксидной смолой;
  • вырезают заплату немного длиннее границ поломки с возможностью обернуть ее вокруг до четырех раз;
  • закрепляется конструкция при помощи лавсановой пленки, которая оборачивается вокруг стеклоткани;
  • необходимо следить за излишками смолы – важно, чтобы она впоследствии не мешала движению колен.

После просыхания удочка еще раз просушивается феном, пленка снимается. Иногда ремонт удилища проводится с помощью гибкого прутика, который при помощи клея закрепляется в целой и поломанной части спиннинга и надежно скрепляет их.

Как защитить спиннинг от поломки

https://www.youtube.com/watch?v=DN4sAoOKIC4

С представленным выше комплектом оборудования и материалов можно достаточно быстро и надёжно произвести мелкий ремонт бланка снасти. В случае же серьёзной поломки есть варианты замены колена на новое или передачи снасти в руки мастера-родбильдера, специализирующегося на восстановлении современного рыболовного оборудования.

Заломы вершинки — наиболее частый дефект спиннинговой снасти. Рассмотрим частный случай, когда сломался кончик спиннинга полой структуры. Суть ремонтной операции заключается в соединения отломавшейся части с остальным бланком. Для реализации восстановления залома потребуется отыскать подходящий по диаметру шпигот.

Шпигот — это отрез длиной 13–15 см от старого колена. При этом диаметр подбираемой вставки, должен плотно входить в оба полых конца залома. Выбрав удовлетворяющий условиям качественного соединения шпигот, проводят подготовительную операцию, суть которой заключается в торцевании кромок залома. В процессе торцевания кромок ножовочным полотном их подрезают до ровных плоскостей и шлифуют наждачной бумагой.

Подготовленный отрез углепластиковой заготовки обильно смазывают клеем и вставляют в сломанное колено, стягивая залом как можно плотнее, до минимальных размеров зазора, получаемого в результате соединения. Ремонт спиннинга продолжаем нанесением на стык водостойкого лака и намоткой поверх этого слоя капроновой нити.

Аккуратно наложенную на стык нить остаётся пропитать всё тем же лаком, а дождавшись полного застывания клея и покрытия, что произойдёт не ранее чем через одни сутки, зашлифовав неровности и заусенцы приступать к испытанию снасти. Как правило, такого рода работа полностью восстанавливает функционал снасти, немного жёстче делая её строй.

Некоторые модели спиннингов имеют монолитное окончание квивертипа. Заломы таких колен нередки, но и отремонтировать сломанный спиннинг не составит больших затруднений. Если кончик заломался на расстоянии в 5–10 см от тюльпана, применяют методику соединения стыка посредством трубки. Как и в случае с восстановлением полого бланка потребуется углепластиковая вставка от старого колена.

Отторцевав концы залома, далее, для лучшей адгезии, поверхность проходят наждачной бумагой до получения видимой бархатистости и обезжиривают растворителем. После высыхания растворителя наносят клей и кончики вставляют в подготовленную заранее трубку, плотно прижимая торцы. После высыхания клея края ремонтной трубочки подчищают надфилем, покрывая стык водостойким лаком.

Предлагаем ознакомиться: Как и на что ловить сазана осенью

Методика ремонтных работ начинается с нагрева отломанной вершинки, на которой надет тюльпан. При нагреве клей выгорит, и соединительная трубочка конечного кольца станет свободной. Сам же кончик квивертипа зачищают наждачной бумагой, приводя диаметр в соответствии с диаметром соединительной трубочки тюльпана. Соединительные элементы обезжиривают и склеивают между собой.

Если это условие не соблюдается, предварительно на вершинку накладывают слой пропитанной эпоксидным клеем капроновой нити и уже после высыхания подмотки осуществляют монтаж кольца. Насаженный на клей тюльпан, вернее место стыка, закрывают витками всё той же капроновой нити и покрывают слоем влагостойкого лака.

Ремонт рукоятки

Обрадуем спиннингиста таким фактом, что восстановление рукоятки намного проще, чем ремонт кончика спиннинга. На самом деле, большинство моделей спиннингов снабжаются комфортной по тактильным ощущениям пробковой рукоятью. Пробка — довольно мягкий и крохкий материал и в процессе эксплуатации снасти происходит выкрашивание, растрескивание и сколы на поверхности рукоятки, которые не только портят внешний вид снасти, но и доставляют неудобства во время ведения лова. Отремонтировать возникающие дефекты можно пробковой крошкой, которую получают, дробя винную пробку на, как можно меньшие по своим размерам фракции.

Ремонт спиннингов начинают с обработки сколов и иных дефектов рукояти очисткой поверхности от загрязнений и нанесением слоя обезжиривателя. Пробковую крошку засыпают в небольшую по объёму ёмкость и тщательно перемешивают с водостойким клеем до густой пластичной массы. Полученный состав пластиковой лопаткой наносят на дефектные места, плотно вдавливая ремонтную смесь в структуру рукоятки.

Ремонт колена спиннинга производят в двух случаях: при полной поломке нижней части штекера и при появлении на бланке продольных трещин. Устранение поломки бланка более серьёзная восстановительная операция, но по принципу исполнения схожая с методикой ремонта вершинки спиннинга своими руками. Для начала определяемся со структурой строения колена, которое может быть полым или монолитным по конструктиву.

Перед первым слоем, место соединения внутренней трубкой, промазывают клеем и плотно мотают нить виток к витку на длину, перекрывающую стык не менее чем на 5 см с каждой стороны дефекта. После высыхания наносят второй слой нити, опять-таки, пропитывая армирующий слой клеевым составом. С наружной муфтой данные манипуляции выполняют на границах обоих стыков.

После просушки, ремонт хлыста заканчивают лакировкой восстановленной поверхности. Трещины устраняются выполнением операции армирования. Пропитанную клеем нить наматывают на дефектную поверхность, выходя за границы трещины не менее чем на 3 см, после полного высыхания накладки, подвергая зону ремонта шлифовке и чистовой лакировке.

Ремонт спиннинга может быть связан с дефектом пропускных колец. В кольцах частой поломкой является истирание поверхности вкладышей, выводящих со строя шнур, а также деформация опорной ноги или всех ножек с полным отламыванием кольца от бланка. Для замены вкладыша потребуется покупка подходящего по диаметру и типажу вставки кольца.

Предлагаем ознакомиться: Охота на косулю с подхода

Дефектное кольцо при помощи нагрева зажигалкой аккуратно извлекают из металлической обоймы острым кончиком ножа. Обойму очищают от остатков старого клея, элементарно выжигая лишнее содержимое, и заливают свежим клеевым составом, после чего вставляют новый вкладыш. Остатки клея удаляют, не допуская шероховатостей на поверхности кольца, и комфортно продолжают использовать спиннинг.

Кстати, точно по такой же методике производят и ремонт тюльпана, с деформированной поверхностью вкладыша. Полная замена кольца начинается с удаления старого элемента бланка. Для этого применяют открытый огонь, нагревая и выжигая с поверхности хлыста лак и армирующий слой, прижимающий ножки кольца к бланку.

Удалив дефектное кольцо, поверхность подвергают полной очистке от остатков армирования, завершая процесс шлифовкой. После обезжиривания, место крепления пропускного кольца покрывают эпоксидным клеем и устанавливают кольцо. При установке нового пропускного кольца в обязательном порядке контролируют соосность установки элемента с остальными кольцами.

Крепление опор кольца с бланком осуществляют капроновой нитью, пропитанной эпоксидкой. Ножки к бланку туго притягивают ниткой плотным наложением ровных витков. После застывания клея, места крепления обрабатывают мелкоабразивной наждачной бумагой и покрывают водостойким лаком.

Чтобы исключить ремонт спиннинговых удилищ, обратим внимание рыболова, на ряд наиболее часто возникающих ситуаций, приводящих к поломке снасти. Не всегда сам процесс ловли приводит снасть в негодность. В большей мере этому способствует неосторожность при транспортировке и хранении спиннинга. Так довольно-таки часто рыболов ломает коленья спиннинга прямо в автомобиле при складировании вещей и невнимательности при закрывании дверей, когда снасть попадает в зону зажима боковой двери или багажника.

Ссылка на основную публикацию
Похожее